Записки самарского обывателя

Жизнь в Самаре…и не только

Защитим язык от “задницы”

с 18 комментариями

Портал 63.ru снова обратился к своей излюбленной теме – освещению бурной деятельности самарских антимонопольщиков на ниве защиты сирого и убогого великого и могучего.

Я вообще плохо понимаю, почему вопросами русского языка и рекламы занимается антимонопольное ведомство. Впрочем, ему же надо чем-то заниматься. Не к “РЖД” же приставать по поводу монополизма на железных дорогах (в сфере пассажирских перевозок) или монополизма в сфере аэропортового топливо-заправочного комплекса, или, например, того факта, что даже те товары, на которые установлены минимальные или нулевые таможенные пошлины, всё равно продаются в России по цене в 1,5-2 раза дороже, чем в других странах. А вот к творческой жилке местных рекламщиков приставать можно, чем в последнее время УФАС, собственно, и занимается.

В УФАС считают, что предприниматели регулярно нарушают закон о рекламе, коверкая слова «великого и могучего». Управление федеральной антимонопольной службы признало рекламу ООО «АвтоЮристСамара» ненадлежащей, выдано предписание о прекращении ее распространения. Антимонопольщикам, в частности, не понравился текст, размещенный фирмой на билбордах. Дело в том, что рекламодатели решили привлечь клиентов простеньким стихотворением: «Лишают прав – не беда. Звони – поможем всегда! Страховая дразница, денег не дает. Вот такая задница – позвони, пройдет!».

И где же в слове “задница” чиновники нашли “коверкание слов”?

Такой же вывод был сделан и членами регионального духовного управления мусульман Самарской области.

Какое отношение к рекламе имеет некая церковная организация? Почему совета чиновники спросили именно у данной церковной организации, а не, скажем, у местной православной епархии? Как в рамках светского государства выводы религиозной организации могут являться основанием (или одним из оснований) для принятия решений государственного органа по сугубо светским делам?

С мнением главного антимонопольщика Самары согласен и филолог Виталий Моисеев. «Цель русского языка – социальная коммуникация, а цель рекламного – коммерческая. Существуют научные работы, которые говорят о предусмотренных ошибках в рекламных текстах. Эти намеренные оговорки и опечатки «цепляют» людей и заставляют их мысленно вернуться к только что увиденному ролику или плакату. А что касается русского языка, то его защита должна осуществляться постоянно», – говорит филолог.

Господин филолог растёкся мыслью и потерялся в ней. С одной стороны, он сослался на научные труды, которые обосновывают намеренные искажения и игру слов в рекламных целях. С другой стороны, он же быстро ретировался за спину УФАС.

Ну, почему тогда УФАС не запретит все те литературные произведения, где авторы так же намеренно искажают русский язык для передачи особенностей детской речи, диалектов? Тем более, надо запретить книги, в которых встречаются авторские неологизмы. Это ведь тоже, зачастую, искажение и, как правило, коверкание слов.

В конце концов, УФАС может придраться и к самому порталу 63.ru, на котором активно пиарится. Ведь в цитируемой статье дважды употреблено слово “билборды”. Что ещё за иностранщина и ущемление прав лишь единожды употребленного “рекламные щиты”?

Давно уже пора понять господам хорошим, что не всегда язык требует защиты и прочего вмешательства, что он способен сам за себя постоять, что это живой организм, а не святая икона. И уж если защищать, то делать это надо путём ликвидации всеобщей неграмотности, проявляющейся в массовом количестве ошибок, в том числе и у самих чиновников.

Написано andyash

22 Май, 2009 в 12:10 дп

Опубликовано в Реклама, речь

Отмечено как , , ,

18 коммент.

Подписаться на комментарии по RSS.

  1. С ФАС я, быть может, и согласен в принципе, но реализация у них хромает. Необходимо проводить экспертизу в РАН и уже на основании её заключения выносить предписания.

    rootaria

    22 Май, 2009 в 5:28 дп

    • В Великобритании и США никто не проводит никаких экспертиз. И ангийский язык нисколько не страдает, не умирает, несмотря на все коммерческие коверкания. Люди имеют голову на плечах и могут отделить рекламные искажения от нормы. Видимо, в нашей стране традиционно нет доверия народу со стороны власти, поэтому она и печётся о рекламе, а не о народном благосостоянии.

      andyash

      22 Май, 2009 в 8:34 дп

      • Я не хочу видеть рекламу с употреблением таких слов на улицах.
        В интернете – пожалуйста, на улицах – нет.

        rootaria

        22 Май, 2009 в 5:30 пп

        • Я не хочу видеть на улицах курящих и пьющих пиво!

          andyash

          22 Май, 2009 в 9:47 пп

          • И ты имеешь полное право, в отличие от них.
            Другой вопрос, что законы есть, а они не исполняются ни разу.
            В 100 м от школ, например, не должны продаваться сигареты. Мне вот ходить далеко не надо, чтобы увидеть обратное.

            rootaria

            23 Май, 2009 в 9:09 пп

            • Да хоть в километре. Всё равно на каждом шагу школьники курят. И никто у них не спросит удостоверения личности. Но мы отвлекаемся от рекламы. :-)

              andyash

              23 Май, 2009 в 9:17 пп

              • Что могут – к тому и приебываются.
                А то, что действительно важно, всем по жирному херу. Как школьничкам продают сигареты в любом ларьке…

                rootaria

                23 Май, 2009 в 10:57 пп

  2. Ну, крайности типа употребления слова «задница» в рекламных текстах, имхо, давно уже должны быть пресечены. Как и постоянная и не к месту вводимая сексуальщина в американских фильмах, например.

    max425

    22 Май, 2009 в 3:44 пп

    • Что за сексуальщина? Долой поцелуи? Или долой геев? Или долой слова fuck, sex, etc.? К счастью ни английский язык, ни американские фильмы не допускают иностранной цензуры. ;-)

      andyash

      22 Май, 2009 в 9:46 пп

      • Долой не поцелуи, геев, секс, слово fuck и т.п., а их чрезмерную и неуместную открытую культивацию через телевидение и фильмы. И через них – культивацию, мягко говоря, не тех ценностей у людей. Всё должно быть в меру и уместно.

        А Вы не считаете, что рекламщики тоже должны соблюдать какую-то этику? Я думаю, употребление слова «задница» на биллбордах покоробило не только самарское мусульманское духовенство, но и многих простых граждан. Мне бы тоже вряд ли понравился такой рекламный плакат, если бы я его увидел гда-нибудь на улице. Я понимаю, что рекламу выгоднее всего строить на эпатаже, но во всём надо знать меру. Тут я полностью согласен с rootaria.

        А о чиновниках вы правы. Я в своей статье про экзамены тоже писал о том, что хорошо бы у нас чиновники время от время сдавали экзамены, как когда-то в Китае. В том числе и по русскому языку.

        max425

        22 Май, 2009 в 10:46 пп

        • Меня покоробили бы голые груди или половой член в рекламе на улице и ТВ (хотя голых грудей у нас как раз хватает). И употреблять слово «задница» (хотя, не «жопа» же) направо и налево я тоже не призываю. Но активные вмешательства в использование языка считаю излишними. Причём, они ведь не там наблюдаются. Когда в рекламе орфографическая ошибка сидит на другой ошибке, тогда и надо вмешиваться.

          Ещё раз привожу пример английского языка. От того, что каждый американский ресторан быстрого питания имеет drive-thru, слово through не стало писаться в нерекламном употреблении без «o» и «gh»ю

          А по поводу фильмов, ведь есть система классификации. И родители на то и приставлены к детям, чтобы не давать им раньше времени диски с пометкой Restricted или 18. А взрослые, имеющие голову на плечах, должны сами определить приоритеты в этой жизни. И фильмы им не указ, хотелось бы верить. :-)

          andyash

          22 Май, 2009 в 11:40 пп

          • >каждый американский ресторан быстрого питания имеет drive-thru, слово through не стало писаться в нерекламном употреблении без “o” и “gh”

            А, кстати, лучше бы начали писать thru, lite, nite, etc. Я это говорю как сторонник реформы английской орфографии в сторону фонетической. Когда-нибудь выложу статью с моими взглядами на английскую орфографию – ждите :)

            >А взрослые, имеющие голову на плечах, должны сами определить приоритеты в этой жизни. И фильмы им не указ, хотелось бы верить.

            Те, кто задумывается о жизни, наверное, и смогут отделить правильное от неправильного, даже несмотря на фильмы (а, может быть, в чём-то и благодаря им). Но ведь большинство будут плыть по течению, и кино для них будет своего рода role model, то бишь если не образец для подражания, то по крайней мере доказательство того, что «так можно» . Вот в чём проблема.

            Хотя, может быть, в конце концов наши люди этим просто «переболеют».
            Как говорил когда-то Задорнов: «Да больше этих боевиков показывайте – людям быстрее надоест!» И надоело-таки, судя по всему. Хотя я помню время, когда американские боевики среди подростков были ой как популярны.

            В общем, на это, как и на всё остальное, может быть два взгляда. Может быть, мы сами «вспрянем ото сна», а может быть, нам нужно помочь это сделать.

            max425

            23 Май, 2009 в 2:29 пп

            • А я не хочу переучиваться на новую орфографию. Мне и старая нравится. Язык – не самый лучший предмет для «апгрейда» и волюнтаристского вмешательства. Кстати, многочисленные провалившиеся попытки и предложения в случае с английской орфографией доказывают это.

              andyash

              23 Май, 2009 в 6:15 пп

            • «лучше бы начали писать thru, lite, nite, »

              (Кстати, чего там мелочиться, – тогда уже не «thru», а «sru». И вообще перевести их на кириллицу).

              Ну и чем это отличается от провалившейся попытки реформировать русский язык по тому же принципу: «фураШка», «сонце», «шОпот».

              Уже ликвидация Ять и Фиты обеднила русский язык.

              У англичан, надеюсь, хватит здорового консерватизма, чтобы не прислушаться к Вашим рекомендациям.

              serg

              25 Май, 2009 в 11:45 пп

            • <Но ведь большинство будут плыть по течению

              Когда наш народ перестанет (Вами, видимо, в том числе) восприниматься как быдло, тогда и можно будет спорить о том, какие же законы нужны и какие действия власти правильные/неправильные.

              MATPOCuk

              26 Май, 2009 в 3:13 дп

              • МАТРОСик, это не я сказал, но присоединюсь здесь к Max425. Большинство, действительно, поплывёт по течению. И я тоже считаю, что процент быдла у нас катастрофически велик. Достаточно посмотреть на горы мусора на наших улицах.

                andyash

                26 Май, 2009 в 9:51 дп

  3. Такое чувство, что они хватаются, за что могут. Недавно приставали к «Медгард»-у. Якобы висевшая реклама внутренних органов является неприемлемой. Так же были опрошены религиозные инстанции. В конечном итоге все закончилось тем, что при рассмотрении дела «ответчик» продемонстрировал несколько детских энциклопедий для разных возрастов. На этом все и закончилось.

    Golema

    23 Май, 2009 в 2:54 дп

    • Ого, значит, скоро неприемлемыми окажутся учебники анатомии для средней школы. :-D

      andyash

      23 Май, 2009 в 8:43 дп


Ответить