Записки самарского обывателя

Вышка

29 Октябрь, 2009 · Комментарии (34)

Высшее образование в России в своей массе деградировало и превратилось в мёртвое болото, рождающее мёртвых детей. Оно не способно даже самоочищаться, ибо это подобно для него ликвидации. А даже мёртвые организмы хотят существовать. Смерть российского высшего образования наступила вовсе не с истощением государственного финансирования, а тогда, когда у нас стало принято требовать диплом о высшем образовании даже с уборщиц, и тогда, когда уровень дедовщины и неустроенности в армии зашкалил все мыслимые пределы и подтолкнул мужское население к массовому бегству в вузы.

Именно в этот момент высшее образование почувствовало огромные возможности по расширению и обогащению. Новые специальности, факультеты, кафедры, вузы расплодились по всей стране. Стали появляться филиалы в каждой деревне. Казалось бы, возможности для получения высшего образования появились у любого гражданина. Наконец-то можно было поступить хотя бы в какой-то вуз, хотя бы платно. Наконец-то можно было удовлетворить своё эго и эго своего начальника дипломом о высшем образовании. Тут же пошла мода на второе высшее образование, которое, в большинстве случаев, является не меньшей профанацией, чем первое.

Наши вузы наполнились всяким сбродом, которое ничуть не приучено к каким-либо нормам и правилам общественного поведения, культуры. Все эти “дети” – вавилонское смешение отдельных личностей, отдельных талантов, отдельных способностей с множеством бездарностей, множеством неучей, множеством асоциальных личностей, множеством недорослей и множеством хамов. Вся эта масса убивает рациональное зерно и рациональных людей. Некоторые выживают, некоторые с честью выходят из ситуации, некоторые способны отстраниться от дерьма, некоторые гибнут, некоторые деградируют. Позволяя держать дерьмо в жилой комнате, мы убиваем даже добропорядочных жильцов этого дома.

А система уже не может по другому. Система распухла от питательной среды и существует только за счёт постоянного пополнения той массой, которая идёт в систему. И этой системе не важно, какая масса имеется на выходе – питательная и здоровая, гнилостная и безнадёжная или разнородная. Если пытаться сдерживать потоки шлака или, тем более, попробовать очищать организм изнутри, то система начнёт загибаться. Но система не может себе этого позволить, поэтому в ней предусмотрены многочисленные механизмы самосохранения.

Сейчас вполне официальны разнарядки – за 10 отчисленных студентов снимается ставка преподавателя. Преподаватели поставлены перед фактом – либо держите студентов как хотите и как можете, либо идёте на биржу труда. С одной стороны, это вполне рациональный подход. Действительно, не держать же работников, для которых нет работы.

Но проблема в том, что высшее образование в России разрослось. Предложение многократно превышает… нет, не спрос даже, а разумные рамки для разумного сдерживания и фильтрации спроса. Можно отчислять студентов и увольнять работников, но отчисленные студенты достаточно легко найдут другие вузы, где их будут рады видеть. Так зачем же отдавать конкурентам свои ресурсы? Надо держать их при себе. Не важно, какие это студенты. Не важно, какой с ними получается образовательный процесс и получается ли вообще. Главное, сохранить каждый элемент системы и всю систему в целом.

Преподаватели фактически не имеют никаких прав, только обязанности. Права есть лишь у студентов, и практически никаких обязанностей. Вузы стали у нас подстилкой для студентов. Опять же, в этом есть доля разумного – вузы ведь всего лишь обслуживают своих клиентов, особенно платных. Но это переходит уже границы дозволенного.

Нет никаких положений, в которых хотя бы примерно говорилось о том, сколько лет подряд студенты могут обучаться в вузе, не сдав экзамены в предыдущие сессии. Многие только на пятом курсе “вспоминают” о “хвостах”. Можно не приходить на занятия, можно не приходить на контрольные работы, можно даже не приходить на экзамены. Можно не приходить на пересдачи или приходить по пять раз.  А преподаватели обязаны слушать этих недоумков и десять раз, в своё свободное время, в обеденный перерыв, тогда, когда это удобно недоумкам. И нет гарантии, что потом недоумки не напишут докладную, в которой будет заявлено, что преподаватель назначал пересдачи и не являлся. Нет гарантии, что на экзамен недоумки не явятся в нетрезвом состоянии. Вот если бы преподаватель себе позволил систематически пропускать занятия, прийти на экзамен нетрезвым или другие “шалости”, то возмущению некоторых студентов не было бы предела. Но сами эти студенты вполне допускают подобное для себя.

Они ведь знают свои права. Они знают, что преподаватель не может их не пустить на занятия, не может удалить с занятия, не может отобрать сотовый телефон, не может наорать, не может заставить выполнять домашнюю работу. Преподаватель не может ничего. Преподаватель обязан только ублажать студентов, делать программу сложной для отчётов, но адаптированной под невысокие способности и желания студентов, обязан танцевать и развлекать, обязан готовиться к занятию, обязан всегда являться и носить за всех литературу, обязан быть вежливым и ласковым.

А ещё у современных студентов нет родителей. Практически все студенты показывают полное сиротство. Почему? Да потому, что не менее половины вообще не знают никаких сдерживающих норм и элементов поведения в общественном месте, в высшем учебном заведении. Потому, что преподавателям приходится не столько учить, сколько воспитывать, играть роль мам и пап, которые не соизволили лупить своих чад как следует в детстве.

Вот так наше высшее образование и выпускает в своей массе невоспитанную и необразованную массу, с рудиментарными знаниями, с укоренившейся уверенностью в силу денег и своих “прав”, с закреплённым окончательно моральным и профессиональным уродством. Значительному проценту студентов от всей системы высшего образования требуется только одна вещь – диплом. А государство тратит миллиарды на содержание всякого сброда, на стипендии и социальные пособия, на ремонт и содержание учебных заведений и на хотя бы хилое обеспечение учебного процесса.

А надо бы взять и определиться, что этому государству надо. Нужны ли ему профессионалы, высококвалифицированные и воспитанные специалисты? Если да, то не нужно столько вузов и факультетов. Нужны чёткие положения о том, что студент, не сдавший экзамен и не получивший зачёт в сессию, отчисляется; о том, что такой студент не может перепоступить в другой вуз сразу или перевестись на заочное отделение; о том, что преподаватели имеют право не допускать на свои занятия по объективным показаниям. И не надо пришивать преподавателям вину за то, что студента выгнали из класса, а его потом машина сшибла. Студенты – не дети. По крайней мере, по идее. Не надо заставлять одних (преподавателей, студентов) страдать из-за уродства других.

Надо всего лишь раз и навсегда похоронить труп российского высшего образования.

Рубрики: Вузы · жизнь · образование
Помечено: , , , ,

Ответов: 34 пока что ↓

  • Andrey // 29 Октябрь, 2009 в 10:57 пп | Ответить

    Совершенно понимаю и поддерживаю: вуз – это не отстойник и коррекционный центр для невменяемых дегенератов. Раньше таким была дорога максимум в ПТУ, да и ПТУ, и школа ставили уродов в рамки. Издевательство над преподавателями и над студентами, которые реально хотят учиться. Несчастный Пед.

    По своему опыту скажу, что, когда я учился (в начале этого десятилетия), такого даже близко не было! Некоторый блат или раздолбайство отдельных студентов не очень длительное время (от силы семестр) – это максимум! И то считалась гнилая ситуация. Правда, это не Пед был. Может, у вас – особо дерьмово?

    • andyash // 30 Октябрь, 2009 в 7:53 дп | Ответить

      Я учился в конце прошлого десятилетия. Мы не знали, что такое взятки и не наблюдали нынешнего стиля поведения даже близко.

      А моя заметка относится не к конкретному вузу, а ко всей системе в целом.

      • Terry // 30 Октябрь, 2009 в 10:09 дп | Ответить

        andyash, может в педе не было взяток? Потому что например в экономическом ВУЗе это было повсеместным явлением. Я тоже учился в середине-конце 90-х.

  • living // 30 Октябрь, 2009 в 12:07 дп | Ответить

    Да уж.. рассуждения здравые..
    только невозможно похоронить сегодняшнюю «вышку». Потому что, если вокруг посмотреть и подумать, то можно увидеть, что в дерьме ВСЁ. Ну или ПОЧТИ всё. А если так, то нужно искать место, откуда дерьмо сочится. А место это уже давно потеряно и отыскать его.. как иголку в поле.. Личное мнение. Можно только стараться не запачкаться особо. А запах – он будет вокруг витать.

  • Денис (второй) // 30 Октябрь, 2009 в 12:41 дп | Ответить

    в целом верно, но забыл несколько моментов:

    преподы тоже проёбывают занятия и приходят на них с похмелуги/бухими

    процент дебилов среди преподов хоть и существенно меньше чем среди студентов, но переваливает за 50%

    некоторые преподы различными способами вымогают взятки (даже если вся группа не в настроении отстёгивать бабло за простой предмет)

    • andyash // 30 Октябрь, 2009 в 7:51 дп | Ответить

      1. Не сомневался, что ты обвинишь преподов в пьянстве. Да, бывают и такие. Но не 50%.

      2. Никто не заставляет студентов давать взятки. Это полумиф. Есть, наверное, отдельные случаи бескомпромиссного вымогательства. Но почти всегда во взяткодательстве и взяткопредложительстве следует обвинять самих студентов. Они не учатся и рассчитывают только на взятки. Для них проще не ходить весь семестр, а потом прийти и попробовать сдать за деньги. Они сами развращают и отстёгивают. Никто е мешает студентам учиться, посещать, проявлять учебную активность, показывать всем своим видом заинтересованность или хотя бы прилежание, не говоря уже о нормальном поведении. И в таком случае никто не не станет ничего вымогать. Всем даётся (не одна) возможность сдавать всё самостоятельно. Уж хоть что-нибудь бы пролепетали и ладно.

      • Terry // 30 Октябрь, 2009 в 10:14 дп | Ответить

        Идеализировать ситуацию и обвинять только одну сторону, тем более как лицо заинтересованное не совсем верно. Если студенты будут знать, что преподаватель взяток не берет, то они не станут их предлагать. У нас были такие преподы и посещаемость лекций у них была выше всех и дисциплина на лекциях лучше.

  • Сергей // 30 Октябрь, 2009 в 7:55 дп | Ответить

    Учился в КУАИ(СГАУ) с 90 по 96.
    Застал можно сказать, еще остатки советской высшей школы.
    Тогда, не знаю как сейчас, к преподавателям относились по другому: либо уважали и любили, либо боялись и уважали. Но в любых случаях , и уважение и страх были стимулом в обучении – о взятках(вымогательствах) и блате не было и речи, возможно единичные случаи.
    Самодисциплина у нас(тогда студентов) была на достаточном уровне- вся группа ходила и на дополнительные внеурочные, если препод назначал, и договаривалась о переносе пар, если по каким то причинам препод не мог вести пары(что было крайне редко).
    Очень добрые воспоминания о ВУЗе и учебе в нем, о преподавателях старой высшей школы, хотя не всегда и не все было гладко, зубрилами и паиньками мы не были, приходилось и не раз пересдавать и прогуливать.
    Что происходит сейчас я могу только представить: деградировала не только высшая школа, но и начальное образование- знаю, так как дети учатся в школе.
    Причина этого в обществе – оно больно: у обеспеченных- погоней за деньгами любой ценой, у нищих – борьбой за выживание.

    • andyash // 30 Октябрь, 2009 в 7:59 дп | Ответить

      Да, об уважении и самодисциплине можно забыть окончательно и бесповоротно. И не важно, чем больно общество. Нет воспитания в семье никакого абсолютно. А нынешние студенты, став родителями, также нисколько не воспитают своих детей. И это будет продолжаться до полного истребления.

  • Terry // 30 Октябрь, 2009 в 10:23 дп | Ответить

    andyash, мне кажется есть выход из ситуации. Не нужно драматизировать. Вы же умный человек. Не ставьте двоек и все. Зачем Вам тратить свое время на борьбу с системой? Ставьте тройки и Вы будете встречаться с нерадивыми студентами намного реже, плюс Вам не придется боятся планки в 10 студентов. Я слышал такой подход от одного умудренного опытом преподавателя психологии. У него был и свой подход к дисциплине на лекциях без борьбы со студентами.
    Я сам не ставлю двоек. У меня нет времени, чтобы тратить его на двоешников, я лучше потрачу его на отличников.

    • andyash // 30 Октябрь, 2009 в 3:14 пп | Ответить

      Я не ставлю двоек – себе накладно. Их же потом надо всё равно за счёт моего свободного времени исправлять. Я могу сказать, что экзамен не сдан и отправить на пересдачу. Хотя всеми способами стараюсь свести хотя бы к тройке, чтобы не бегать на неоплачиваемые пересдачи по десять раз ради каждого неуча.

      • ROOT // 30 Октябрь, 2009 в 6:39 пп | Ответить

        А платные часы в кассу института? Выступи с предложением…

        • Terry // 30 Октябрь, 2009 в 6:55 пп | Ответить

          Если бы все так просто в госучреждениях менялось))

          • ROOT // 30 Октябрь, 2009 в 7:44 пп | Ответить

            А что мешает? Это же направлено на привлечение средств! Если человеку будет что-то в карман падать, то работать он будет быстро.

            По поводу всего остального работать будут пиздец как медленно.
            Чтобы заведующий кафедрой получил доску себе в кабинет, он должен 2 недели ебать мозги ректору!!!!!!!!!!!!!!!

            • andyash // 30 Октябрь, 2009 в 9:21 пп | Ответить

              В госвузах студенты могут до посинения пересдавать бесплатно. А преподавателю говорят, что он обязан слушать, так как это его рабочее время. Полагаю, платность пересдач может быть осложнена какими-нибудь положениями о государственных вузах, в противном случае, пересдачи были бы платными без всяких рацпредложений.

              • ROOT // 30 Октябрь, 2009 в 10:34 пп | Ответить

                В СГАУ (хотя я уже не знаю как будет называться, НИАУ что ли – на манер аниме «няяяяу») 3 пересдачи вообще.

                Первая – по расписанию.
                Вторая – прощенный день (последний день сессии).
                Третья – сентябрь/февраль.

                Далее комиссия с представителем деканата, где морально ебут в жопу.

                Все пересдачи бесплатные.

                Но можно дополнительно попересдавать у многих преподаваталей за деньги, никто ж просто так сидеть не будет. Но если ты заплатил деньги, просто так никто ставить не будет – нахер оно кому нужно.

                • andyash // 30 Октябрь, 2009 в 10:57 пп | Ответить

                  Дополнительно попересдавать за деньги? Это как? В обход официальных пересдач? Это же благодатная почва для ловли преподавателей и предъявления им обвинений во взяточничестве.

                  • ROOT // 30 Октябрь, 2009 в 11:13 пп | Ответить

                    Обход взяточничества – это когда человека отправляют на платные дополнительные курсы.
                    Все через кассу, время утверждается учебным отделом, «полиция нравов» ходит иногда, проверяет, занимаются или нет.

                    «Полиция нравов» – жаргонное название группы людей, которые проверяют на месте ли преподаватель, не опаздывает ли на занятия, не отпускает ли раньше.

                    • andyash // 31 Октябрь, 2009 в 6:34 дп

                      Это не обход взяточничества. Это можно при желании расценить тоже в качестве скрытого взяточничества. Опытный юрист, наверняка, смог бы доказать.

                      У нас иногда говорят преподавателям, что брать учеников для частных занятий из своих групп нельзя. Якобы, это может быть расценено как завуалированное взяточничество. Типа, ты можешь снижать оценки, чтобы потом настаивать на репетиторстве, а уже своим «ученикам» делать преференции на экзаменах.

                    • ROOT // 31 Октябрь, 2009 в 5:27 пп

                      Ну могут быть как все из группы, где ведет преподаватель, так и из другой.
                      Если программа одна у специальности, то ведет один преподаватель, не обязательно тот, кто лекции читает или ведет практики. Как получится.

                  • ROOT // 30 Октябрь, 2009 в 11:22 пп | Ответить

                    Лабы же бесплатно сдать распиздяю малореально.

                  • andreichernov // 2 Ноябрь, 2009 в 7:10 пп | Ответить

                    В СГАУ официально. Платишь деньги в кассу ВУЗа, приходишь и пересдаешь. От заплаченных денег преподавателю идет процент.
                    Лабораторки тоже так же (допускается один бесплатный прощеный день на лабы).

                    Сразу скажу, что процент отчислений преподавателю такой, что на этом преподаватель особо не заработает, если даже будет лютовать, но для студента накладно, особенно если «массово», что дисциплинирует.

                    • andyash // 2 Ноябрь, 2009 в 7:33 пп

                      Да мне вообще не нужны эти проценты от пересдач. Я стараюсь до них не доводить. Надо не прийти на экзамен или не смочь сказать два-три предложения, чтобы провалиться у меня.

                    • andreichernov // 2 Ноябрь, 2009 в 7:42 пп

                      мне тоже не нужны и я не довожу до пересдач.
                      это я просто ответил по поводу официально- неофициально

                    • andyash // 2 Ноябрь, 2009 в 7:52 пп

                      :-)

                    • ROOT // 2 Ноябрь, 2009 в 10:52 пп

                      Студентов лучше всего Ваш отец дисциплинирует))))

  • Дмитрий // 30 Октябрь, 2009 в 10:36 дп | Ответить

    Бассейны все-таки нужно строить… А под ними размещать таких вот студентов

  • Terry // 30 Октябрь, 2009 в 11:20 дп | Ответить

    andyash, попалась статья в тему http://www.chaskor.ru/p.php?id=11754

  • ROOT // 30 Октябрь, 2009 в 4:35 пп | Ответить

    Спасибо за статью.

    Думается мне, что проще сделать всю армию контрактной и разогнать половину университетов/институтов.

  • Анонимно // 1 Ноябрь, 2009 в 12:20 дп | Ответить

    Да, вы знаете, я только в этом году стала студенткой и, честно говоря рассчитывала попрощаться с повседневным хамством со стороны учеников в школе. Однако, то, как ведут себя мои одногруппники, постоянно перебивая преподавателей своими крайне «остроумными» замечаниями просто выводит из себя! Эта показная «взрослость» и «самостоятельность» отдельных, к которой многие относятся со снисхождением и стараются игнорировать, выглядит глупо! А самое главное, обидно, что из-за пары баранов (льготников или целевиков, как правило), об остальных думают соответственно!

    • andyash // 1 Ноябрь, 2009 в 12:31 дп | Ответить

      Есть ведь группы таких же шумных, но умных и воспитанных, добрых и интересных. Но отдельные «личности» настолько «громки» в общем потоке, что мнение складывается по ним. Впрочем, с воспитанием и культурой поведения в вузе плохо даже у умных, интересных и добрых. Что уж об отморозках говорить.

Добавить комментарий