Вектор развития Самары

Вчера презентовали новый проект по строительству микрорайона на 23 километре Московского шоссе. (Уж не про него ли говорили городские, когда требовали с IKEA перестроить подстанцию?) В сообщении говорится о выходе комплекса на две трассы федерального значения. Это представляется мне некоторым преувеличением. 23 километр – это только Московское шоссе. До федеральной М-5 ещё надо доехать. Других федеральных дорог там нет. Если только не назвать в запарке объездную дорогу вокруг Самары федеральной, но и туда тоже надо доехать ровно столько же, сколько и до М-5.

А теперь вспомним последние крупные проекты, анонсированные в Самаре. Некоторое время назад нам рассказывали про проект микрорайона «Радиоцентр» на 16 километре Московского шоссе и некое село Ракитовка (как я понимаю, речь всего лишь о районе Ракитовского шоссе). Теперь проект «Новой Самары» на 23 километре того же Московского шоссе. Самару активно планируется застраивать в направлении северной её границы. Не забывайте про будущую магистраль «Центральную», которая на северных подходах к городу кое-где уже приобрела черты реальности. Не думаю, что вокруг неё будут только автосалоны и коттеджные посёлки. Правда, в Генплане речь идёт и о микрорайонах на юге – Самарское Заречье, Кряж, Волгарь. Указываются и некие посёлки Дойки и Народный, но я не нашёл их на карте.

Но на юге строительство пока идёт очагово. Самарское Заречье – проект сродни «Центральной» – многолетний шум и мало дела. Слишком дорого пока осваивать низменные подтопляемые земли. На севере проекты тоже пока не спешат воплощаться в жизнь, но в северном направлении они стали появляться также часто, как до этого упоминалось Заречье.

Магазин "Зелёная страна", отражение

Город продолжает развиваться именно в северном направлении. Самара ползёт всё ближе к Новосемейкино, всё дальше от исторического и административного центра города. А ведь логичным было бы именно южное направление. Оно сделало бы исторический центр чуть ближе к понятию географического центра города.

С удалением ядра развития от историко-административного центра напряжённее становятся и другие связи помимо административных. Подавляющее большинство культурных заведений (театры, музеи) располагаются в историческом центре. То же относится и к органам административного управления и правосудия (городским, районным, областным). С вузами картина не так централизована, но тяготение к центру историческому, а не географическому есть.

Все эти линии тяготения представлены в виде слаборазвитой, устаревшей, маловместительной дорожной сети, развивать которую не представляется возможным в силу объективных причин: сложившаяся застройка. Проекты по системе «оставил машину на подъезде к центру, а дальше на общественном транспорте» пока не реализуются и не планируются. Общественный транспорт в центре, к тому же, находится под постоянной угрозой со стороны городских властей.

А ведь с ростом города в одну сторону удлиняются маршруты поездок, увеличивается время в дороге, уменьшается время на работу/отдых, уменьшается количество поездок в центр. Помню, как во время учёбы в районе Речного вокзала мой новокуйбышевский одногруппник добирался (на электричке и троллейбусе) быстрее, чем одногруппница от Сквера Калинина. Допустить перекоса в развитии города только в одном направлении нельзя. Крайне важно балансировать путём строительства и в южном направлении, в сторону Рубёжного, Черноречья и по трассе М-32. Строительство мостового перехода «Кировский» как раз должно способствовать большей доступности южного участка.

Здесь, правда, важно учесть и розу ветров. Интересно, в районе того же Рубёжного больше вероятность «получить» выхлопы с нефтехимпредприятий Самары и Новокуйбышевска, чем вероятность получить выхлопы тольяттинских заводов на 23 километре? Есть и множество других факторов. Но полагаю, что они вполне просчитываемы и решаемы. Главное, просчитать и решить заранее, а не после того, как Самара соединится с Тольятти.

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: