Нужны ли стране педвузы?

Попалась мне на глаза заметка о парламентских слушаниях “В Госдуме выступают за сохранение сети педвузов”. Там снова говорится об укрупнении педвузов. Но если раньше планировалось присоединить их к провинциальным университетам и преобразовать всё вместе в центр педагогического образования (в Самаре таковым должен был стать госуниверситет), то теперь задумались о слиянии высшего и среднего специального педагогического образования. А нужны ли нам педвузы вообще и в какой форме?

PGSGA banner on abandoned dormitory, Samara

Безусловно, педагогическое образование необходимо любой стране: школа остаётся важным звеном в жизни каждого человека, техникумы и вузы также требуют регулярной подпитки педагогическими кадрами. Но педагогическое образование у нас во-многом вырождается и трансформируется в нечто, претендующее на большее, нежели изначально задумывалось. Вместо стройных и чётко ориентированных на подготовку педагогических кадров институтов появились монстры-университеты и академии, готовящие, порой, специалистов, далёких от педагогики и школы. Более того, снижение популярности педагогических вузов, демографические проблемы, отсутствие конкурса и наличие педагогических вузов с филиалами в каждом областном центре сейчас приводят к частичной деградации профессии. Поясню.

Раньше не было проблем с количеством поступающих, хотя не все поголовно шли в вузы, а среди поступающих был большой конкурс (хоть и со своими издержками), а, ввиду конкурса и малочисленности вузов, престиж обучения в вузе и ответственность студентов были выше. Сейчас все выпускники, кроме совсем потерянных, идут в вузы. Конкурс заменён на ЕГЭ и прочие непонятные процедуры, а на некоторые факультеты “конкурс” вообще отрицательный. Особенно сильно проседание становится заметно сейчас, когда на нас надвигается очередная демографическая яма. Когда вузов – пруд пруди и ещё океан филиалов, вузы начинают деградировать из-за того, что всеми силами удерживают студентов (хоть бюджетников, хоть платников). Отчислить студента – такое последнее дело, которое под силу провернуть только за многолетнюю совокупную неуспеваемость в сочетании со множественными дисциплинарными проступками и неугомонным хулиганством. В остальных случаях есть “закрытие глаз”, переводы между очными и заочными отделениями, академические отпуска и словесные увещевания. И я не обвиняю здесь руководство вузов – им надо сохранить кадры, что можно сделать только за счёт сохранения базы студентов. В противном случае, вузовским преподавателям грозят массовые увольнения.

Вот и получается, что берём всех, держим несмотря ни на что, терпим и мучаемся, а преподавателям потом говорим: “Вы учтите, какой у нас контингент, могут и краской облить, но мы ничего не можем с этим поделать, какие есть, таких и учим”. “Учить нельзя отчислить” получается. Не было бы обилия вузов и филиалов, был бы конкурс и были бы сдерживающие факторы от всеобщего разгильдяйства, качество высшего образования было бы немного выше.

Возвращаясь к педагогическим вузам, нужно отметить и такую тенденцию – большинство их выпускников идёт куда угодно, но только не в школу. Даже с чисто педагогических факультетов. Государство финансирует педагогическое образование не получая педагогических кадров для своей школы. Кадры получают бизнесмены и компании, которые в это педагогическое образование вкладываются лишь очень опосредованно за счёт налогов.

А раз кадров для школы можно достаточно подготовить в рамках нескольких вузов на всю страну, то зачем педагогические вузы в таком количестве? Нужно педагогическое образование? Тогда сделайте, пускай даже в каждом областном центре, но исключительно педагогические вузы, без подготовки журналистов, менеджеров, спортсменов, музыкантов, танцоров балета и режиссёров театра. Нужны крупные научные и педагогические центры? Тогда придётся соединять педагогические и классические университеты, менять структуру подготовки кадров, переходить на систему, при которой вузы готовят специалистов в предметных областях, а педагогические довески набираются желающими преподавать за счёт специальных дополнительных курсов.

Вопрос в том, готовы ли мы к радикальному преобразованию педагогического образования, к сокращениям штатов или их перемещению в новые условия работы. Или же можно отделаться косметическим ремонтом, убрав лишнее и затянув гайки для обучаемых? Как показывает многолетняя практика, платность обучения не даёт нужного эффекта: платники настолько же безалаберны и халтурны, что и бюджетники, ведь платят родители. А платить лишнего не приходится: их всё равно переведут на следующий курс, чтобы не портить статистику и не навлекать на себя гнев руководства за плохую подготовку. А как готовить людей, которым всё до лампочки и которые считают себя пупами земли, которым всё позволено и которые абсолютно не осознают ответственности, накладываемой одним только словосочетанием “высшее образование”? Впрочем, это уже вопросы далеко не только к педагогическому образованию.

Advertisements

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: