Дача Константина Головкина, 2010

Сегодня городская пресс-служба открыла для некоторых самарских блогеров ворота дачи Головкина, известной в народе больше как “Дача со слонами”. Блогеры сами напросились на экскурсию. А городская пресс-служба не стала отказывать. За час с небольшим мы облазили все помещения здания, включая площадку на башне и балкон, выходящий на Волгу. Наши фотоаппараты только и успевали фокусироваться. Некоторые объективы даже заглянули во чрево слонов.

Golovkin Dacha, Samara, 2010

Дача Константина Головкина (Дача со слонами), Самара, 2010

Дача Константина Головкина была построена по собственному проекту хозяина с участием архитектора В.В. Тепфера в 1908-1909 годах. Головкин сам же разработал эскизы интерьеров и мебели. Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Это определило особую акустику в помещении. Окна дома узкие и высокие — до трех метров.

В доме было пять комнат. В правой его части находилась гостиная, где во всю длину стен были вмонтированы написанные Головкиным широкие холсты с изображением летящей женской фигуры в развевающихся прозрачных одеждах. Еще стены оживляли металлические квадратные пластины с выдавленным орнаментом, где на месте ягод вставлялись стеклянные полусферы. Вся мебель дома была выполнена на заказ по эскизам Головкина. Украшением дома служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала жена Константина Павловича. Жилые комнаты особняка были раскрашены каждая в свой цвет — спальня в белый и красные тона, гостиная — в зеленовато-болотный.

С балкона открывается панорама Волги. С крыши башни имеется отличный вид на Жигулёвские ворота.

View on the Volga from Golovkin Dacha roof, Samara, 2010

Вид на Волгу с крыши дачи К. Головкина, Самара, 2010

Внизу стоят те самые знаменитые слоны. Слоны сделаны из цемента по рисунку Головкина. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящиеся к постройке дачи. Что на самом деле находится в слонах до сих пор не установлено.

После революции Головкин передал дачу новой власти. В доме устроили госпиталь, потом детский сад, а в 1929 году передали местному “Водоканалу”, который устроил там клуб для молодёжи. Новые владельцы дачи поставили в ней регистры центрального отопления. Но так как дача не предназначалась для проживания в ней зимой, пустотелые блоки не выдержали, и пошли просадки фундамента. Руководство “Водоканала” решило стянуть фундамент металлическими поясами. Но это лишь навредило зданию — в стенах появились трещины, образовались мостики холода. Здание могло рассыпаться.

Golovkin Dacha, Samara, 2010

Дача Константина Головкина (Дача со слонами), Самара, 2010

Реставрационными работами на объекте занималось научно-практическое реставрационное товарищество “Старый город” под руководством архитектора-реставратора, действительного члена Академии архитектурного наследия, академика М.Б. Егорова. Институт “Горжилпроект” был представлен архитектором А.Л. Дучицким. Они, проведя исследования, потребовали снять металлические пояса, убрать регистры центрального отопления и устроить вместо них более щадящую отопительную систему. Трещины в стенах замазали известково-цементным раствором. Потом сделали ремонт внешней стороны здания. Трехметровый цоколь обложили кирпичом. Само здание покрасили. На весь ремонт, с выявлением и уничтожением трещин, ушло четыре года. Все работы велись на средства МП “Водоканал”. Как рассказал архитектор-реставратор, заведующий сектором памятников и архитектурного наследия управления охраны памятников истории и культуры Александр Аксарин, многое о даче они узнали от внучки Головкина. Она рассказала, что слоны стояли ногами в воде и были частью украшавшего двор фонтанного ансамбля.

Golovkin Dacha, Samara, 2010

Дача Константина Головкина (Дача со слонами), Самара, 2010

Безусловно, здание дачи Головкина подлежит выведению с баланса непрофильного ведомства и качественной реставрации. Следует по возможности восстановить интерьеры; возможно, восстановить фонтан у слонов; принять меры к предотвращению разрушения дома, а также реставрировать скульптуры. Высказываются мнения о необходимости устройства в здании музея Константина Головкина. Я не могу полностью согласиться с этим, так как неясно, какая система отопления вообще возможна в здании без ущерба для него. А ведь музейные экспонаты потребуют своего микроклимата. Но дача должна быть открыта для публичного доступа. В какой форме – вопрос сейчас второстепенный.

В подготовке материала использованы следующие Интернет-источники:

Advertisements

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: