Чёрный пиар и танки

Сегодня в пресс-центре газеты “Комсомольская правда” в Самаре прошёл круглый стол на тему «Самарские будни черного пиара: танки грязи не боятся?», организованный, судя по некоторым сведениям, партией “Единая Россия” и предвыборным штабом одного из кандидатов, чей новый рекламный слоган и лёг в основу темы. В круглом столе приняли участие политологи, социологи, журналисты и другие лица, которые должны были обсудить грязные предвыборные технологии, а обсуждали всё больше более широкую тему выборов и избирателей. От участия отказались лишь г-да Лобойко и Бегун.

Итак, дворовый министр устал видеть свою заляпанную физиономию. Его предвыборный штаб разработал новый шаг – налепить на запачканные баннеры лозунг “Танки грязи не боятся”, намекая на то, что г-н министр а) не боится пачкунов, б) как танк пропрётся по всем и выйдет на финишную прямую, в) тратить средства на переклейку баннеров через день уже нельзя. Но лозунг – это видимая часть для населения, которое видит этот баннеросрач воочию. А для искушённых или мнящих себя искушёнными надо кое-какие вещи и разжёвывать. Опять же, сделать видимость открытого и демократичного процесса обмена мнениями, показать спокойные лица одних политтехнологов и вряд ли беспокойные лица других политтехнологов. Заодно можно было попенять на разгул хулиганства и помахать пальчиком оппонентам.

Круглый стол вёл член Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских. В начале он поделился своим видением проблемы с плакатами выбора Президента, сказав, что хорошо, что данный кандидат грязи не боится. Кто-то потом добавил, что г-н Азаров, наверное, теперь позиционируется в качестве танка, которому в силу своей проходимости плевать на окружающую грязь на улицах, что не есть хорошо для Самары. Часовских задал первый вопрос: что думают собравшиеся о чёрном пиаре, и к чему может привести их использование.

Smear Campaigns roundtable, 29 July 2010

Круглый стол «Самарские будни черного пиара: танки грязи не боятся?»

Первым слово взял Андрей Перла – политтехнолог “Единой России”. Он заявил, что эффективного чёрного пиара не существует, да и вообще нельзя говорить о чёрном или белом пиаре, а можно говорить лишь об эффективных или неэффективных политических технологиях. По мнению Перлы, всё, что в России называется “чёрным пиаром”, пропускается народом мимо ушей. Однако г-н Перла неоднократно противоречил сам себе по ходу дискуссии, заявив позднее, что грязные избирательные технологии стали частью российской политической традиции (так они есть или их нет?), а их использование объяснимо тем, что именно такой язык наш народ прекрасно понимает, так как сам любит устраивать грязь вокруг себя в прямом смысле.

Здесь Перлу поддержал социолог Владимир Звоновский, которые назвал грязные пиар-технологии, типа заляпывания баннеров краской, обычным хулиганством, с которым наша милиция бессильна бороться. Поскольку наш народ любит пачкать, то и подобные грязные технологии раскрашивания заборов весьма популярны. Но их эффективность можно доказать только наличием подтверждающих материалов.

Тут г-н Перла заявил (возвращаясь к теме отсутствия эффективности чёрного пиара), что в случае с Азаровым грязные технологии не действуют, так как народ уже знает, что с ним заигрывают политтехнологи, а все грязные политтехнологии давно известны и не будоражат искушённого избирателя. В конце дискуссии тот же Перла говорил о разнузданности британской избирательной системы. Получается, что не все грязные технологии известны ещё в России или используются здесь.

Впрочем, у последнего факта есть объяснение, выданное тем же Перлой. Всё дело в том, что российское выборное законодательство чрезвычайно сложно и зарегламентировано, понятно лишь юристам и искушённым политтехнологам. А (грязные) технологии (так они всё же есть или их нет, г-н Перла?) являются неким легитимизированным способом ослабить давление системы.

К дискуссии присоединились Константин Лисецкий – декан факультета психологии СамГУ и Геннадий Богомолов – руководитель рекламной фирмы “Фера”. Они возражали Перле, говоря о том, что грязные технологии и чёрный пиар существуют, более того, способны влиять на мнение избирателей в силу воздействия на эмоциональную сферу. Г-н Богомолов считает, что чёрный пиар отталкивает избирателей от участия в выборах. Г-н  Лисецкий указывает на то, что чёрный пиар – бизнес, в котором участвуют разного рода бизнесмены. А народ в этой ситуации безмолвствует, ему просто нравится наблюдать за политическим спектаклем. Поэтому чёрный пиар – прямой, простой и эффективный способ политической коммуникации.

Smear Campaigns roundtable, 29 July 2010

Круглый стол «Самарские будни черного пиара: танки грязи не боятся?»

Далее г-н Часовских спросил участников о проблеме снижения явки избирателей и их безразличия к выборам.

Тут г-н Звоновский выступил со своей коронной сентенцией о том, что в России подписан некий общественный договор народа с властью о безраздельном доверии Путину и Медведеву. В обмен на подачки государства народ по данному договору не вмешивается в принятие политических решений. Как ни странно, г-н Перла не стал возражать, а добавил, что выборы в любой демократической стране являются всего лишь способом выражения доверия действующему политическому режиму. По мнению большинства собравшихся, избиратель является всего лишь зрителем.

Далее г-н Перла высказал мысль, за которую его могли бы и побить, если бы в ней не было здравого наблюдения. Он сказал, что в России голосуют получатели государственных пособий, будь то бюджетники, пенсионеры или военные, а также, как правило, малообразованные граждане! То есть, политтехнолог “Единой России” считает всех тех, кто обеспечивает победу его партии, малообразованными. Включая, наверное, и себя. Или г-н Перла не участвует в выборах? Или это тонкий намёк на то, что только малообразованные граждане могут голосовать за “Единую Россию”? А вот граждане, которые сами зарабатывают, образованны, современны, пользуются Интернетом и водят машину, в выборах не участвуют. Эх, всё же мне интересно, то ли Перла – засланец в стане малообразованных получателей господачек, то ли он не голосует. По мнению Перлы, снижение явки объясняется снижением количества бедного населения. А вот когда небедные станут активно принимать участие в выборах, тогда Россия изменится. Что ж, трудно не согласиться. Но с оговорками. Небедное население, или отдельные его представители, могут и не участвовать в выборах, но прекрасно манипулировать политикой за счёт родственных или деловых отношений с политиками. Это не делает страну другой, не уменьшает количество бедняков (а может и увеличивать).

Здравую мысль высказал и г-н Звоновский, который считает, что все нынешние кандидаты уязвимы, так как не представили избирателям какой-либо программы стратегии развития города. Действительно, всё, что представляют кандидаты – это избитые лозунги о себе любимых.

Кстати, Сергей Богданов – секретарь Избирательной комиссии Самарской области – заявил, что агитация начинается только после опубликования решения Гордумы о назначении даты выборов. Так и хотелось спросить этого господина, куда смотрела его комиссия, когда город задолго до данной даты начал увешиваться плакатами с выборами Президента, дворовыми министрами, прогрессивными кладбищенскими начальниками и “поздравляющими” ёблами всех мастей.

Но у собравшихся журналистов не было ни этого, ни других вопросов к участникам круглого стола. На том и разошлись.

Хочется добавить пару мыслей о “танках”. Безусловно, факт постоянного заляпывания плакатов одного кандидата свидетельствует либо о некоторой нервозности штабов соперников, либо о некоей тактике борьбы. Только вот кроме дворового министра ещё ни один кандидат не начал активную кампанию, по крайней мере, баннерную – ни Тархов, ни Матвеев, ни Пеунова, ни Коган. А вообще, хорошо бы Азарова показательно снять с выборов за агитацию раньше срока. Но ведь за него, говорят, взялись чуть ли не все министры областного правительства, которые каким-то чудом должны совмещать работу в администрации и в предвыборном штабе. И их-то уж точно никто не снимет за подобную деятельность.

А по поводу круглого стола, получилось, что азаровские не очень смогли поплакаться. А тема была как-то замята общими разговорами о выборах. Да и как обсуждать чёрный пиар при отсутствовавших пиарщиках. Поэтому ни о примерах применения грязных технологий, ни о методах борьбы с ними не говорили, если не считать примера с азаровским танком. Но один пример – не пример. Куцо и дохло как-то получилось.

Реклама

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: