Итоги 2011: Виртуальные выборы

От итогов к итогам

Прежде чем писать про события года 2011, следует обернуться назад и посмотреть, а нет ли чего в прошлых итогах, что осталось с нами. Окажется, что такого много. Будь то тема чистых дорог и нечищенных тротуаров зимой или тема нецелесообразности смены часовых поясов, тема Кошелева или подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Самара всё так же остаётся провинциальным городом-изгоем с теми же проблемами и маленькими радостями.

Впрочем, есть и некоторые изменения. “Икею” всё же открыли, а Кошелев не стал депутатом, лесных пожаров и особо трагичной жары вроде бы не было, а салоны “Активный покупатель” активно переделаны в салоны “24 часа” (ровно на следующий день после того, как правоохранители проверили закрытые “АП” и раздражённо доложили, что они закрыты). Ну, надо же чему-то меняться. А то совсем полный застой наступит. Или он уже давно наступил? Но давайте посмотрим на год ушедший и выделим несколько основных тем. К счастью, этим летом мне удалось вырваться из Самары. Тем не менее, всё самое интересное происходило на моих глазах.

Soyuz rocket repainted

Перекраска ракеты-носителя «Союз»

Дураки и дороги

Дмитрий Азаров уже больше года является мэром, на его счету уже вторая зима, но всё остаётся ровно на том же месте, на котором мы оставили в прошлый раз. Я про одну из главных российских проблем. Эта проблема в нынешнем году в прямом смысле была провальной темой. Сначала провалилась легковушка (водитель умер от сердечного приступа), потом провалился грузовик, затем ещё несколько легковушек слегка так проваливались под городской асфальт. Нет, дети у нас в провалы под новой плиткой пока, к счастью, не падали и их тела не приходилось вылавливать на городских очистных сооружениях (как в Брянске). Но никто не гарантирует ухудшения ситуации в новом году. Возможно, это является одной из причин, по которым городской водоканал мэрия собирается отдать в аренду по смешной цене (учитывая неожиданную прибыльность предприятия). Городская администрация спешит свалить заботы о городских трубах и городских провалах на частную контору.

Вторую зиму подряд мэр Азаров костьми ложится, чтобы проезжая часть значительного числа самарских улиц была вылизана до асфальта и даже по обочинам. Ради этого даже улили дороги химией. Вторую зиму подряд мэр Азаров демонстрирует полное пренебрежение здоровьем пешеходов. Нет, тротуары часто чистят и довольно широко. Но ведь мы знаем, что главная проблема зимой для пешехода – не снег, а лёд. Наш народ лихо умеет прокладывать тропинки в снегу, а вот чувствовать себя безопасно на льду пока не научился. И ведь это не только существенно повышает показатели травмированности, но и тормозит людей, вынужденных идти медленно.

Они бы, может, и поехали на общественном транспорте. Но этот общественный транспорт испытывает всё те же проблемы. Да, сколько-то там автобусов закуплено. Даже получен первый частично низкопольный трамвай в качестве эксперимента. Но тремя десятками автобусов и одним трамваем дело не поправишь. Тем более, что по одному из напряжённых городских маршрутов стали ходить маленькие автобусы (вместо больших), а один из напряжённых трамвайных маршрутов теперь почти всегда обслуживается одновагонными составами (даже слово “состав” уже не применимо). Не во всех трамваях тепло. Не все автобусы можно дождаться. Предвыборные реалии вносят дополнительную интригу: один из автобусных маршрутов оптимизировали, но по просьбе одного из кандидатов разоптимизировали обратно, наглядно продемонстрировав, что городской администрации ближе успешные показатели кандидата-однопартийца мэра, нежели интересы здравого смысла. Наконец, летом горожане всё так же страдали от отсутствия городских автобусов на городских маршрутах (по причине их переброски на дачные маршруты). Но, как я уже сказал, летом мне посчастливилось быть там, где мэр не руководствуется предвыборной ситуацией при налаживании работы общественного транспорта.

Виртуальное правительство

Зато самарский мэр в самый разгар предвыборной гонки (уже не своей, хотя он официально значился в списке кандидатов) решил показать всей стране пример следования в фарватере президентских инициатив. Так мы получили виртуальное правительство Самары. Что это, как сформировано и как действует, а также какую ответственность несёт и каковы результаты его работы – вопросы, на которые сложно получить ответ.

Как виртуальное правительство формировали ещё понятно – блоггеры выдвигали себя и голосовали друг за друга в ЖЖ-сообществе. Как действует тоже более-менее понятно: кто-то выдвигает проблему, устраивается короткий мозговой штурм, потом голосование, а потом рождается длинный документ с предложениями виртуального правительства реальному и обоснованием таких предложений. Более подробно о полномочиях, правовой базе и ответственности виртуалов не смогут вам рассказать и сами виртуалы. Они не понимают, что являются всего лишь временным явлением, модным трендом, взятым на вооружение в нужный момент.

Каковы итоги работы? Пока говорить, наверное, рано. Виртуальное правительство за примерно два-три месяца своей “работы” подготовило два документа. Первый призван бороться с граффити и вандализмом. Второй – с бездомными собаками (почему-то тему бездомных кошек и крыс обходят стороной). Никто не спорит с тем, что надписи на стенах и бездомные животные город не красят. Более того, Самара являет собой пример крайне неприглядного, отвратительного города с точки зрения фасадов. Ну, и стаи собак тоже роднят нас со странами третьего мира. Впрочем, собачек мне жалко. Я бы лучше отлавливал и безвозвратно ликвидировал тех, кто малюет на стенах. Боюсь, правда, что так нас обвинят в геноциде. А заодно придётся истребить рекламные службы всех местных театров, филармонии, дворца спорта, офицерского клуба и заезжих гастролёров – именно они нагло и в массовом порядке заклеивают стены частных и муниципальных домов (и заборов) своими афишами.

В целом, при ряде плюсов использования общественной инициативы есть и ряд минусов. Главным минусом можно признать прямое или косвенное признание городских властей в неспособности работать в рамках реальных полномочий и штатных единиц. Но и о дальнейшем ходе тех же антивандальных предложений виртуального правительства пока тоже не слышно. Неужели и правда, это всего лишь способ заглушить хотя бы часть интернетчиков, создав им видимость их значимости?

Полный автотранс

Если перейти от правительства городского к правительству областному, то здесь тоже не всё гладко. В экономике царит полный автотранс, облавтотранс. Так можно назвать всю экономическую политику областной администрации. На это есть ряд примеров.

Пример первый. Решили областные власти пойти на дальнейшую эскалацию конфликта с частными владельцами автовокзалов области. Прямо напротив центрального автовокзала, на автомобильной стоянке летом устроили альтернативный автовокзал – огородили небольшую площадку, поставили друг на друга два строительных вагончика и повесили на воротах плакат с надписью “автовокзал”. Через полгода, кажется, ни плаката ни даже вагончиков не осталось. Но и частная компания вынуждена была прекратить перевозки. Уж не знаю, чем дело закончилось. Но подобные игры в автовокзалы хорошо демонстрируют уровень мышления и тип руководства.

Пример второй. Подконтрольное областному правительству акционерное общество “Самараоблавтотранс” владеет 51% акций авиакомпании “Эйр-Самара” и 67,4% акций Самарского речного порта. Вероятно, в самом казусе того, что автобусная компания владеет авиационной и речной, заложена причина происходящего. “Эйр-Самара” до сих пор не обзавелась парком самолётов, сертификатом эксплуатанта и не начала выполнение полётов. Перспективы компании туманны, особенно в свете того, что под конец года областное правительство завершило конкурс и отдало международный аэропорт “Курумоч” компании, входящей в группу “Ренова”. Вполне возможно, что и областные акции областной нелетающей авиакомпании (которая является, по сути, офисным проектом, пожирающим деньги на содержание своего руководства) постепенно перейдут в те же руки.

Самарский речной порт скоро постигнет та же участь – быть неработающим проектом. Отличие только в том, что порт уже действует. Но это не надолго. Площадка порта определена в качестве места строительства стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Самару ожидает снос порта, снос части исторической застройки и строительство футбольного стадиона на узкой речной косе в окружении двух рек и плотной исторической застройки. Стратеги и тут напланировали: вип-делегации у них будут подвозиться речным транспортом (видимо, ради вип-персон губернатов Артяков заключил соглашение с австрийцами о строительстве там речных судов), а простые смертные на трамвае. Главный стратег может быть доволен – его любовь к трамваю пока плотно заложена в планы. Но на месте остальных горожан я бы продолжал выражать крайнюю степень недоверия к возможностям трамвая поднять в гору 45000 болельщиков.

Самое же яркое во всей этой стадионной затее заключается в том, что решение о сносе и переносе речного порта принято до того, как выбрана его новая площадка, а строительство там порта обосновано экспертизами и средствами. В результате мы получим транспортный коллапс в историческом центре, стадион-однособытие и лишимся речного порта. Одна надежда – что стадион во время строительства или после Чемпионата смоет в Волгу. Может быть, тогда речными портами будет заведовать речная компания, авиакомпаниями – авиакомпании, а автобусная компания сосредоточится на автобусах.

Самарская “Красотка”

Но пора вспомнить и о главном событии года – выборах в Государственную и Губернскую думы. Даже не хочется повторятся про то, как главные фигуранты предвыборного дела повесили свои физиономии на самарские улицы до начала официальной избирательной кампании. Этим никого уже не удивишь. Но истинной героиней кампании стали не они, а самарская “Красотка” – “Самарская газета”.

Муниципальная газета, финансируемая из городского бюджета, вдруг всю осень выплёвывала в почтовые ящики цветные спецвыпуски в каждом районе города тиражом по 60000 экземпляров (и цене 0 рублей для читателей, но 45 миллионов рублей для бюджета) с отдельной редакцией и типографией. Героями каждого такого выпуска были исключительно кандидаты от партии “Единая Россия”, включая мэра Самары Дмитрия Азарова. Он тоже был кандидатом, хотя публично заявил, что избираться не собирается. Вот такие самарские выборные технологии. Естественно, суды и прокуратуры признали, что никакого криминала в сей газетной вакханалии нет, а “Самарская газета” всего лишь рекламировала саму себя.

Ну, прямо фильм “Красотка”. Там героиня Джулии Робертс отдалась герою Ричарда Гира на неделю за три тысячи долларов. Но то было в 1990 году. С поправкой на инфляцию и географию “Самарская газета” отдалась “Единой России” на два месяца за 45 миллионов бюджетных рублей (эту сумму называют некоторые сведущие блоггеры). Дмитрий Азаров вот только выступил не в роли Ричарда Гира, а в роли непоказанного в американском фильме персонажа – ну, того, который сводит исполнительницу с клиентом. На этой афере Дмитрий Азаров лично для меня окончательно умер как мэр Самары.

Вставай, фальшивкой заклеймённый

Но съёмом муниципальной газеты дело не закончилось. Результаты выборов, по всеобщему признанию, фальсифицировали. Что тут началось! Самара впервые за последние лет двадцать вышла на улицы. А именно так можно охарактеризовать выход 2-3 тысяч граждан (далеко не только пенсионеров-коммунистов или массовки-жириновцев) на два с половиной митинга. В масштабах Самары и с учётом общей пассивности населения подобные результаты можно назвать массовыми протестами.

Впрочем, митинги превратились в вече с трибуной для разнородных выступлений, без чёткой программы, без чётких рамок. Кому-то особо подозрительному может даже показаться, что власть областная сама устроила эти акции, чтобы дать оппозиции выпустить пар и, в то же время, опять-таки остаться в тренде с властью федеральной.

Так что мы наблюдаем сплошное следование модным трендам – что с виртуальным правительством, что с митингами, что с разбазариванием экономики ради пары международных соревнований, что с выстраиванием экономической политики методами игр в песочнице, что с массовыми нарушениями всяческих выборных законов. Впрочем, и других законов. В конце концов, что произойдёт? Одних срубят, как те ёлки, а других посадят на их место. При том, что и вырубка и посадка окажутся одинаково сомнительными с точек зрения этики и закона. Но балом правит пиар. И тренд.

Посмотрим, какие тренды и какой пиар станут итогами нового года.

Реклама

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: