Письмо Дину Риду

Блоггеры взялись цитировать письмо Дина Рида Александру Солженицыну, датированное аж 1971 годом. Безусловно, в те годы письмо было актуальным. Но осталось ли оно таковым сейчас, чтобы его нужно было вытаскивать из архивов советской печати? Я решил написать своё открытое письмо Дину Риду.

Bloggers took to quote Dean Reed’s letter to Alexander Solzhenitsyn dating back to 1971. At that time the letter was relevant. But does it remain as such today so much that it was pulled out from the archives of the Soviet press? I decided to write my open letter to Dean Reed.

English text below

"Метафизический додекаэдр", Самара

«Метафизический додекаэдр», Самара

Уважаемый Дин Рид!

Я знаю, что Вы уже покинули сей мир, не успев застать распад Советского Союза, появление независимой России с почитанием Александра Солженицына, переход к путинской России и прочие перипетии исторического развития нашего государства, да и Вашего тоже. Позвольте же разочаровать Вас – наша страна зашла в такой угол, что поменялась с той Америкой, которую в письме к Солженицыну критиковали Вы.

Вы заклеймили американское общество как общество, “где мафия имеет больше экономической власти, чем крупнейшие корпорации, и где наши граждане не могут ходить ночью по улицам без страха подвергнуться преступному нападению”. В России сначала мафия получила экономическую власть, потом политическую, а через политику и со временем “отмылась” слегка, приобрела цивилизованный лоск. Сейчас сложно сказать, где корпорации, выросшие из мафии частной, а где такие, которые произросли из мафии государственной. Настолько всё запутано, что распутать при нынешнем режиме не представляется возможным.

И хочу уверить Вас в том, что наши граждане не могут ходить ночью по улицам без страха подвергнуться преступному нападению. В таком страхе наши граждане зачастую ходят и среди бела дня. Более того, наши граждане подвергаются преступному нападению и со стороны работников правоохранительных органов, случаи чего и тяжесть увеличиваются на глазах. Позвольте уверить Вас, что я чувствовал себя в большей безопасности в иных районах неспокойного Нового Орлеана и в пустынных местностях Лас-Вегаса.

Затем Вы заклеймили Америку как страну расовой ненависти с немилосердным отношением к неграм. Да, я согласен, что отношение к неграм в некоторых штатах Библейского пояса США по-прежнему равно отношению к геям. Но я бы на Вашем месте не стал идеализировать и нашу нынешнюю действительность руками российских блоггеров, которые вдруг стали использовать Вас в своих целях.

В современной России общество разделено на две части – русских и лиц кавказской национальности. Те же “белые” и “негры” в Вашей Америке. Есть, правда, ещё евреи. Ну, и отдельной кучкой идут татары, якуты и прочие народы Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Но они либо малочисленны, либо находятся довольно далеко от основной части населения, что пока их не слишком часто используют в политическом дискурсе, как и ваши индейцы.

Так вот, страна наша разделена на русских и лиц кавказской национальности. И ничего, что такой национальности нет в природе. Негры ведь тоже не совсем национальность. Лиц кавказской национальности мы опасливо уважаем исключительно в те моменты, когда они приносят нам золотые олимпийские медали. В остальное время они представляются некоей аморфной массой бандитов с гор и танцоров лезгинки, массово вытесняющих русских из их традиционных регионов.

Да, совсем забыл о такой группе как “мигранты”, они же “гастарбайтеры”. Вы в своём письме пишете о людях “капиталистического мира”, которые “всю свою жизнь проводят в постоянном страхе перед безработицей”. Так вот, многие русские теперь готовы быть безработными, но не станут заниматься целым рядом работ. Эти работы выполняют мигранты. Но русские стараются доказать самим себе, что это мигранты вытеснили русских с их мест. “Расовая нетерпимость”, о которой Вы писали сорок лет назад применительно к Америке, ныне пышно процветает в России. Просто понятие “расы” несколько иное.

Кстати, я употребляю слово “русские” не в узко национальном смысле. Никто не хотел бы быть обвинённым в разжигании межнациональной розни в России. Любое разжигание сейчас тянет как минимум на полгода предварительного и семь лет постоянного заключения. “Русские” – это тот термин, которым именуют себя лица, озабоченные межеванием общества на “своих” и “чужих”. Наверняка, это покажется Вам таким противным духу интернационализма, который Вы приветствовали в Советском Союзе.

Но и это ещё не всё. Межевание проводится у нас не только на уровне кухонных разговоров (таких уж не ведётся после возвращения г-на Солженицына на Родину), но и на уровне государственного управления. Руководители некоторых регионов официально заявляют теперь о необходимости ограничить или запретить миграцию жителей соседних регионов к себе. Они даже не избегают подобных терминов, вещая об ограничении “миграции лиц кавказской национальности”. Заметили, как опять появилась эта вторая группа? Кстати, их так и называют “чёрные”, словно речь идёт о неграх.

То есть, на уровне регионов декларируется отделение этих регионов от конституционных основ государства, провозглашающих всех граждан России равными. Некоторые граждане у нас равнее других. Это как если бы губернатор Северной Дакоты призвал ограничить миграцию жителей Флориды в свой штат, назвав их “лицами южной национальности”. А что, во Флориде полно испаноязычных. Нечего им делать в белой Дакоте. А то получится как с Калифорнией, в которой эти испаноязычные чуть ли не превысили уже число неиспаноязычных жителей.

Вы в своём письме обращаете наше внимание на тот факт, что “из-за нехватки денег их сыновья и дочери не смогут развить свои умственные способности в школе”, говоря всё о тех же людях капиталистического общества. Ах, как бы прослезились Вы сейчас, узнав, что сыновья и дочери многих людей нашего общества не смогут развивать свои умственные способности в школе по той же самой причине – нехватки денег на оплату бесконечных ремонтов, праздников, подарков, платных секций и факультативов. А ещё эти сыновья и дочери не смогут развивать свои спортивные способности по той причине, что наследники г-на Солженицына в своё время распродали и застроили все стадионы и бассейны.

Вот Вы также пишете, что Ваша “страна, известная своей “свободой слова”, — это страна, где полиция нападает на участников мирных походов”. Эх, знали бы Вы, что писали о нашей стране нынешней. Это у нас полиция устраивает провокации, чтобы получить повод напасть на мирные демонстрации. Или нападает просто так, например, каждый последний день месяца. Или просто участвует в попрании гражданских прав и свобод по приказу властей. Но это я Вам передаю оценочные суждения третьих лиц, поскольку сам в тех демонстрациях и провокациях участия не принимаю, а свобода слова, которую Вы так высмеивали в Америке, в России, похоже, уже и не появится больше.

Лишь в конце Вы верно замечаете, что в любом обществе “есть свои несправедливости и недостатки, но ведь всё в мире относительно”. Полностью согласен с Вами в том, что наше “общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества”. По крайней мере, хотелось бы хоть немного в это верить, иначе картина получается слишком пессимистичной.

Получается, что Ваша и наша страны за сорок лет поменялись местами. То, что Вы высмеивали или критиковали в американской действительности 1970-х, стало нашей действительностью 2010-х. И, наоборот, многое из того, что Вы приветствовали в советской действительности 1970-х, перекочевало в США 2010-х. Кто из нас делает “прогрессивные шаги”, позволяю сделать вывод Вам самому.

Искренне Ваш, Самарский обыватель

Dear Dean Reed,

I know that you had already left this world well before the fall of the Soviet Union, the emergence of an independent Russia worshipping Alexander Solzhenitsyn, the transition to Putin’s Russia, and other twists and turns of our countries’ history. Allow me to disappoint you – our country has changed places with the America that you criticised in your letter to Solzhenitsyn.

You branded American society as a society “where the mafia has more economic power than the largest corporations, and where our citizens cannot walk the streets at night without fear of a criminal attack”. In Russia, the mafia at first gained economic power, then political power, and eventually laundered itself a little through politics acquiring a civilised gloss. Now it is difficult to say where you deal with the corporations that grew out of private mafia, and where those grew out of a state mafia. Everything is so complicated that it is hardly possile to unravel under the current regime.

I would like to assure you that our citizens cannot walk the streets at night without fear of a criminal attack. Such fear follows our citizens in broad daylight as well. Moreover, our citizens are subjected to criminal assault from the law enforcement officials – the number of such cases and their severity has been increasing. Let me assure you that I felt more secure in some troubled areas of New Orleans and in the deserted neighbourhoods of Las Vegas.

Then you stated that America as a country of racial hatred with a merciless attitude towards the Blacks. Yes, I agree that the attitude towards the Blacks in some states of the Bible Belt is still equal to the attitude towards the gays. But I would not idealise the current Russian reality through some of Russian bloggers who suddenly began to use you for their own purposes.

In today’s Russia society is divided into two parts – the Russians and persons of Caucasian nationality (from the Caucasus, not as in Caucasian=White). Same as Whites and Blacks in your America. There are, of course, the Jews. Well, a bunch of Tatars, Yakuts and other peoples of the Volga region, Siberia, the Far East and the Far North usually come together. But these are either scarce or are far away from the main part of the population, so they are not too often used in our political discourse, much like your Indians.

So, our country is divided into Russians and persons of Caucasian nationality. There is no stopping it even though no such “Caucasian nationality” exists in fact. Well, Blacks are not quite a nationality either for that matter. We fearfully respect “persons of Caucasian nationality” only when they bring us the Olympic gold medals. At other times they seem to be some kind of an amorphous mass of mountain highwaymen and lezginka dancers who are displacing Russians in their traditional areas.

Ah, I forgot about a group of “migrants” or “guest workers”. In your letter you write that the people “of the capitalist world spend all their lives in constant fear of unemployment”. Many Russians are now ready to be unemployed instead of engaging themselves in a variety of jobs. These vacancies are filled by immigrants. But the Russians are trying hard to convince themselves that they are being pushed away by the immigrants. “Racial intolerance” of which you wrote forty years ago with regard to America, now flourishes luxuriantly in Russia. Only the concept of “race” is somewhat different.

By the way, I use the word “Russians” in a somewhat broader sense than just a nationality. No one would like to be accused of inciting ethnic hatred in Russia. Any such fomentation would now pull at least six months pre-trial detention and a seven-year sentence. “Russians” is the term used by people concerned with differentiation between “us” and “them”. Surely, it will seem to you so contradictory to the spirit of internationalism, which you liked in the Soviet Union.

But that’s not everything. Differentiation is carried far beyond the private conversation circle to the government level. Some regional governors officially declare the need to restrict or prohibit the migration from the neighbouring regions. They even avoid such terms, speaking about limiting “the migration of persons of Caucasian nationality”. Notice how once again we find these “Blacks” of Russian society? By the way, these people are in fact called “Blacks”, which is the Russian stylistic equivalent of “Niggers”.

So, at the regional level they nearly declare separation from the constitutional foundations of the state that proclaim all Russian citizens to be equal. Some citizens turn out to be more equal than others in Orwellian terms. It’s as if the governor of North Dakota urged to limit the migration from Florida calling them “persons of southern nationality”. Well, after all Florida is full of Hispanics. They have nothing to do with white Dakota. Dakota would not want to become California where Hispanics have almost exceeded the number of non-Hispanic residents.

In your letter you are drawing attention to the fact that “due to lack of money sons and daughters” of people in the capitalist society “will not be able to develop their mental capacities in school”. Oh, you would shed a few tears now having learned that the sons and daughters of many people in our society will not be able to develop their mental abilities in schools for the same reason – lack of money to pay for endless repairs, holidays, gifts, paid clubs and electives. And the sons and daughters will not be able to develop their athletic abilities either because the heirs of Mr. Solzhenitsyn built up or sold off all of the stadiums and swimming pools.

You also write that your “country is known for its “freedom of speech”, yet being a country where the police attack the participants of peaceful marches”. Ah, if only you had known that you were writing about today’s Russia. This is our police that stages provocations to get the opportunity to attack the peaceful demonstrations. Or just attacks, for example, on the last day of each month. Or serves as the violator of several civil rights and liberties with the higher sanction. But I am only conveying to you the personal judgments of third parties, as I am not taking part in such demonstrations myself and the freedom of speech, that you made fun of in America, will probably never come back to Russia as it would seem.

Only at the end of your letter you notice that every society “has its injustices and disadvantages, but everything is relative in this world”. I totally agree with you that our “society is trying to create a truly healthy and just society”. At least, I would like to believe so, otherwise the picture is too pessimistic.

It turns out that our countries have changed places in the course of the last forty years. What you ridiculed or criticised in the 1970s’ America has become 2010s’ Russia, and much of what you welcomed in the 1970s’ Russia migrated to the 2010s’ USA. What country is more progressive I leave for your personal judgement to decide.

Respectfully yours, Samara Citizen

Advertisements

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: