Самарская игрушка Лоры Городецкой

Есть в Самаре человек, который уже оставил огромный след в культурной истории края. Лора Константиновна Городецкая – коренная самарчанка, обогатившая наш город своим творчеством и творчеством своих воспитанников. Эта женщина стала родоначальницей целого нового направления в русском народном прикладном искусстве – самарской глиняной игрушки.

Впервые я познакомился с Лорой Константиновной в конце 1980-х, когда с одноклассником пришёл во Дворец пионеров и школьников Железнодорожного района. Из всех кружков мы выбрали кружок “Волжские узоры”, где под руководством Лоры Городецкой дети лепили игрушки из глины. Правда, довольно быстро я забросил глину и стал расписывать тарелки. Лора Константиновна поддержала – она всегда прислушивается к тому, что делают её ученики. Хоть я занимался вовсе не игрушкой, она всё равно – моя учительница.

Lora Gorodetskaya, Samara

Лора Городецкая, Самара

Лора Городецкая начинала в середине 1980-х годов во Дворце пионеров. В начале 1990-х “Волжские узоры” превратились в “Самарскую игрушку”. Этот бренд был органичным и верным, ибо в недрах творческого коллектива рождалась именно самарская глиняная игрушка – новое направление в народном прикладном искусстве. До этого были абашевская, дымковская и глиняные игрушки в некоторых других областях. Всё это народные ремёсла с давней историей и традицией.

Лора Константиновна стала автором самарской игрушки. И её история рождалась на наших глазах. В мастерскую приходили дети со всего района, из трудных семей и отдалённых школ, дети самых разных национальностей и со своими судьбами. Это смешение культур, тогда ещё не до конца осознаваемых, удобренное изучением традиций глиняной игрушки и обогащённое местными деталями, давало силы и поливало цветок, который рос и креп.

Постепенно Лору Городецкую стали приглашать на выставки и ярмарки по всей стране, её игрушка даже ездила на выставки за границу. Тогда интерес к народному творчеству был на подъёме. Да и сами дети живо интересовались историей и культурой Самары, что затем переосмысливалось и отражалось в игрушке.

Лора Константиновна – человек сильный, но бескорыстный. Она всю себя отдала детям, согрела их в тёплой атмосфере мастерской, выслушивала, давала возможность развиться и, в то же время, наставляя, помогая найти свою дорогу. Постепенно рождались типичные сюжеты, типовые герои. Но нельзя сказать, что самарская игрушка типовая.

Конечно, со временем её основу составили барыни, котики, козочки, лебёдушки и некоторые другие композиции. Но истинная сила самарской глиняной игрушки заключается в том, что Лора Константиновна давала возможность каждому ребёнку нащупать свою тропку и родить своих героев. Многие из учеников Лоры Городецкой обогатили самарскую игрушку уникальными героями и сюжетами.

Именно это даёт основание искусствоведам признавать существование в самарской игрушке салонного скульптурного направления. Дети могут играть в свистульки и носить глиняные обереги, а взрослые украшать свои дома эксклюзивными глиняными скульптурами, которые не зазорно выставлять и в музеях.

Но ни мастерской, ни музея самарской игрушки нет. Из Дворца пионеров Лору Городецкую выжили. Помещение, выделенное под имя Городецкой Сысуевым, самой Лоре Константиновне не дали. Областной министр культуры высказала всяческую поддержку, а подчинённые эту поддержку не смогли материализовать. К новому губернатору дорогу ей перекрыли его секретари. Партнёры из числа салонных продавцов сувениров хотели просто нажиться на работах Городецкой. А сама Лора Константиновна вынуждена работать дома, превратив квартиру в мастерскую.

В Самаре принято много говорить о возрождении традиций, о привлечении туристов, о самобытности нашего края и о его творческом потенциале. Лора Константиновна Городецкая и её самарская глиняная игрушка – это и традиция, и творческий потенциал, и самобытность, и потенциальное внимание туристов, и возможность воспитать ещё много талантливых детей, которые пока даже не подозревают о своих способностях.

Самарская глиняная игрушка Лоры Городецкой и её учеников – это готовый народный бренд, который поставил Самару в один ряд с несколькими признанными центрами народного прикладного творчества России. У нас не было традиции глиняной игрушки, что бы ни пытались сейчас спешно в корыстных интересах доказать некоторые завистники. Эта традиция рождена руками, любовью и душой Лоры Городецкой.

Ей ведь немного надо. Чтобы внимание оказали, да не казённое и на камеру, а настоящее. Лора Константиновна могла бы ещё воспитать новых учеников, укрепить традицию, передать своё мастерство. Для это нужна всего лишь нормальная светлая и просторная мастерская с водой и печкой для обжига. А было бы место, там и музей самарской игрушки можно было бы создать с выставочными площадями для показа произведений народного творчества мастеров нашего края. Да целый культурный центр, который не грех было бы продвигать на международном уровне.

Было бы желание и реальная возможность помочь не просто на словах. Лора Константиновна многое пережила, научилась терпеть и ждать. Но я всё же надеюсь, что ждать и терпеть ей больше не придётся. Мне бы хотелось, чтобы и губернатор, и мэр, и министр культуры наперегонки и лично озаботились бы темой создания музея-мастерской самарской глиняной игрушки Лоры Городецкой.

Я надеюсь, что в Самаре ещё остались люди и силы, которые не дали бы этой традиции уйти в историю. Самарская глиняная игрушка жива. В наших силах напоить этот цветок и дать ему расти дальше.

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: