Со слезами на глазах

Этот День Победы, со слезами на глазах. Только слёзы те не от горечи утрат, и не от радости победы, а от банальной весенней аллергии.

Нет у меня в семье вроде бы военных утрат. Дед дожил до 1987, а дядя до 2002. Мать была в войну ещё школьницей, впрочем, и ей досталось лишений. А утраты все не мои, хотя это не значит, что я не чту их память. Память, правда, уже только моя и ничья иная.

Pobeda car

Победа вот тоже не моя и не моего поколения, и даже не поколения до моего. Это победа тех стариков, которые уже почти все ушли, и тех немногих, которые остались. Это победа тех стариков, которые стояли детьми у станков или такими же детьми пахали вместо лошадей. Это победа тех стариков, которые месили грязь окопов и мёрзли в снегах. Это победа тех стариков, что выдерживали операции без наркоза и смерть без криков.

Это победа и тех, кто не дожил до “стариков”, а полегли молодыми. Кого-то похоронили, о ком-то только принесли похоронку, а кто-то так и остался до сих пор без вести пропавшим. И ещё лежат сотни и тысячи безымянных и неучтённых по лесам и полям сражений, в болотах и на дне морском. Тогда их некогда и некому было учитывать, а сейчас уже и не найти всех.

Это память тех, кто помнит свист пуль меж берёзок и разрывы гранат за бугром, кто ел пыль и глотал песок, врываясь поглубже в землю, чтобы не заметил вражеский танк. Пускай хоть один, но будет подбит. Ценой жизни. Эти жизни миллионами испарились за годы войны.

Не всегда этими жизнями кто-то дорожил, как не дорожили жизнями офицеров и инженеров до войны, расстреливая и отправляя в лагеря образованных и подготовленных. Как до последнего и даже больше считали врага другом. Как воевали по одну сторону с будущим агрессором.

А потом приходилось человеческими жизнями и неимоверными усилиями затыкать бреши, сдерживать рубежи, отбрасывать натиск и снабжать войска. Потом приходилось сдавать, бросать, взрывать и отступать, чтобы сделать передышку и накопить сил.

И силы где-то находились. Да такие, что не нашлись бы ни у моего поколения, ни у поколения до моего, ни у поколения после. Хотя порой единственной силой у кого-то была сила надежды, что успеешь убить врага первым и тебе в спину не успеет выстрелить кто-то из своего же заградотряда. И надеждой, что вырвавшись из плена, ты сможешь героическими подвигами избежать собственных лагерей и штрафбатов, расстрела и обструкции.

Сегодня праздник уже не тот. Слишком декоративный. Георгиевские ленточки стали подвязками на сумках. Возложение цветов к Вечному огню превращено в смесь религиозной литургии и митинга политических партий. А “Спасибо деду за Победу” стало модной наклейкой на заднее стекло автомобиля.

Современное племя никак не поймёт, что раздавать ленточки каждому встречному и поперечному, повязывать их во всех мыслимых и немыслимых местах и носить до дыр и грязи – проявление дикого неуважения к орденам и медалям, которые доставались за кровь и пот, голод и холод, раны и смерть.

Современное племя никак не хочет понять, что не ходили попы с кадилом по полям сражений под взором комиссаров. А современные политические партии никак не вяжутся с минутой поминовения тех, кто жил при совсем другой партии. Да и вообще, вся эта чересполосица современных флагов у Вечного огня вкупе с речами по бумажке бесстыдна и излишня.

Современное племя никак не догадывается, что надпись “На Берлин” на их ржавых отечественных и сверкающих немецких авто – не более, чем китч, даже не оскорбительный, а просто пустой донельзя.

Так что все мои слёзы сегодня от банальной весенней аллергии. Я не притворяюсь и не делаю вид, что вдруг вспомнил о той войне. Мне нечего помнить. Потому что я помню. И, в отличие от многих из тех, кто носит ленточки и напивается на салюте, я ещё успел в своей жизни хотя бы несколько книг о войне прочитать.

А слёзы памяти будут предательски наворачиваться вечером, когда в перерыве между комедийными шоу низкого пошиба наше телевидение покажет Минуту молчания.

Выскажите своё мнение

