Записки лингвиста: Обувная вакханалия

Вспомните, как мило было покупать обувь совсем недавно. В советские годы родители долго выбирали между десятками видов галош и резиновых сапог, которыми были уставлены полки, надеясь найти что-то из разряда хороших туфель или сандалий. Впрочем, наши сандалии были не плохи.

Ещё приходилось выискивать обувь с более-менее приличной и лёгкой подошвой, ну и надеяться на удачу в виде качественной кожаной обуви. В крайнем случае оставалась надежда на то, что кто-то поедет в ГДР, Чехословакию или хотя бы Польшу и привезёт скопом скупленное там – здесь разберутся, кому какой размер и фасон подойдёт.

Вся обувь делилась на массовую, модельную и спортивную. Ну, и отдельно шла детская (параллельно с разделением на мужскую и женскую). Дальше были самые простые виды – сандалии, туфли, полуботинки, ботинки, сапоги, полусапожки, галоши, тапочки, чешки, кеды и кроссовки.

В лихие 1990-е за обувью приходилось ходить уже на вещевые рынки, на которые привозили вещи из той же Польши, а потом сплошь из Китая и Турции. Постепенно здесь тоже сформировалась своя схема поиска. В рядах с узбечками продавали дешёвые китайские кроссовки и резиновые тапочки. В рядах со славянскими челночниками те же кроссовки и тапочки были уже в два раза дороже, стоя рядом с кожаными образцами классом повыше.

В 2000-е началась революция торговых центров и магазинов. Универмаги остались в советском прошлом, превратившись в большие ТРК и ТРЦ. А обувные магазины вернулись, только теперь уже под разными частными наименованиями, а не под общей вывеской “Обувь”.

И вот теперь вроде бы уже не надо ехать в Чехию или Польшу. Китайское есть не только на рынке, но и в обувных магазинах. Итальянское у нас теперь делается российскими компаниями и называется итальянским для повышения престижа и цены. Наконец, совсем уже обнаглевшие потребители стали заказывать обувь в Интернет-магазинах, пренебрегая опасностями с размерами.

Но на горизонте замаячила если не проблема выбора, то проблема… практически языковая. Вместе с нынешним разнообразием пришло разнообразие в наименованиях фасонов обуви, в котором можно не просто потеряться, а и сойти с ума, бесконечно перебирая в уме странные новые словечки и пытаясь на двадцатый раз запомнить хотя бы основные отличия.

Тканая обувь на плоской подошве – это тапочки или эспадрильи? И вообще, вы точно знаете, тапочки перед вами или слиперы? И какие можно надевать на улицу, а в каких лучше не выходить из дома?

Чуть повысим градус и перед нами стоит выбор – лоферы, мокасины и топсайдеры. Вот кто сможет сразу, кратко и понятно объяснить разницу хотя бы между замшевыми лоферами и замшевыми же мокасинами? Топсайдеры хотя бы точно выделяются шнурком, протянутым по бокам. Вроде бы их носят на яхтах. Но только не спутайте с туфлями-лодочками – это уже женская обувь, и я даже не рискну разбираться ещё и в ней.

Простые советские понятия “туфли”, “полуботинки” и “ботинки” остались, но дробятся на неимоверное количество заграничных слов, мало что говорящих массовому потребителю. Вот взять туфли. Тут вам и просто туфли, и слипоны (которые без шнурков), и монки (которые на пряжках), и броги (которые с дырочками а-ля английский джентльмен), и те же лоферы.

Чем последние отличаются от туфель или слипонов я отказываюсь понимать, тем более, что в одном онлайн-каталоге собраны модели, сочетающие в себе черты туфель, мокасинов, слипонов, слиперов и туфель со шнурками под общим наименованием “лоферы”. Объяснения про то, что лоферы – это типа мокасин, но на подошве (а разве у мокасин нет подошвы?) и с каблуком, но без шнурков (а как же те модели, которые были со шнурками?) и, как правило, с кисточками, мало помогут.

Под конец, нам предстоит ещё усвоить разницу между дерби и оксфордами. У первых шнуровка поверх боковинок, и боковинки (берцы) свободно расходятся, а у вторых – берцы пришиты к передней части ботинка и шнурки проходят словно бы под берцами. Но только после недельного курса постоянного знакомства с тщательно отобранными картинками с пояснениями и закрепляющими упражнениями можно считать, что усвоил отличия и сможешь сразу определить, что перед тобой. Про то, как классифицируются дерби и оксфорды с дырочками брогов (и не есть ли это разные уровни классификации) лучше даже не начинать задумываться.

Отдохнём от туфель и перейдём в раздел с полуботинками и ботинками. Слово “полуботинки” сейчас практически не встречается в лексиконе обувных магазинов и каталогов. На их место пришли модные чукки и дезерты. Хотя кто-то пишет “ботинки чукка” или “ботинки дезерты”.

Даже в каталогах зачастую непонятно, когда заканчиваются дезерты и начинаются чукки. Посмотришь на них – совершенно одинаковые модели. И лишь модные блоггеры с чувством собственного хипстерского превосходства подскажут, что дезерты – из замши с двумя отверстиями под шнурок с каждой стороны, а чукки – из кожи и с большим количеством отверстий. Но, право, видел я немало каталогов, где были кожаные дезерты с тремя отверстиями и замшевые чукки с двумя. Не одни только потребители путаются.

Ботинки бывают не только чукки и дезерты, но и походные, челси (с боковыми вставками из резины), армейские (хотя армейские бывают и сапоги), рабочие (включая такие, у которых поверх носка изнутри вшита тяжёлая металлическая пластина для защиты от падающих предметов, что делает их лишь чуть легче железобетонной плиты).

В отделе спортивной обуви вроде бы всё гораздо спокойнее. И хотя видов кроссовок достаточно, но это всё виды, специализированные по типу деятельности – для занятий разными видами спорта или для бега.

Где творится полнейшее безобразие, так это в уголке с кедами. Тут вам придётся столкнутся не просто с кедами, но и, как минимум, со сникерсами (нет, это не шоколадные батончики). Хорошо ещё, что слово “тенниска” занято одеждой, а то ведь и это английское наименование спортивной обуви непременно привнесли бы в возбуждённый отечественный вокабуляр.

В общем, я уже выдохся, поэтому разбирать, что происходит в отделе с сапогами, у меня нет никаких сил. Так что угги и кирзу оставлю заядлым модникам.

Вот посмотришь на всю эту обувную языковую вакханалию и подумаешь, как хорошо было в советское время, когда были просто “туфли” или просто “ботинки”. Выбор был не таким большим и в условиях дефицита качественной модельной обуви особо привередничать не приходилось. Теперь же перед походом в магазин надо выучить наизусть целый словарь с картинками, надеясь на то, что в реальности не попадутся какие-то особые и смешанные формы.

Ну, а нам – парням с длинной стопой и доходами ниже среднего – вообще просто. В отечественных магазинах размерный выбор заканчивается 45-м. Поэтому выбирать приходится либо в странах с широким ассортиментом размеров обуви (те же США), либо в онлайн-каталогах, где не надо бояться попасть впросак, спрашивая продавца о том или ином виде обуви – знай себе тыкай в картинки и выбирай подходящие и понравившиеся.

К тому же суровая реальность подсказывает, что всё разнообразие наименований моделей обуви (оправданное лишь среди специалистов по продажам и производству этой самой обуви) придумано с единственной целью запутать, очаровать покупателя, внушить ему мысль о необходимости приобрести каждой твари по паре.

На деле же, никто не гарантирует, что модные и дорогие лоферы (или даже лоуферы) с известным именем на наклейке не развалятся быстрее туфель неизвестной китайской марки с вещевого рынка по цене десяти магазинных пар. А порой весь выбор сводится вообще к практически бесплодным попыткам найти хоть что-то более-менее привлекательное своего размера.

Мой вам совет – забудьте обо всех этих модных словечках и ищите просто обувь своего размера, которую вам было бы приятно надеть и которая своим видом обещала хотя бы пару сезонов носки.

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: