Летят самолёты

В России есть сразу несколько праздников, посвящённых людям небесных профессий. Во второе воскресенье февраля отмечается День Аэрофлота (9 февраля 1923 года была учреждена компания-предшественница нынешнего «Аэрофлота»). 12 июля стал Всемирным днём бортпроводника гражданской авиации.

Но самый авиационный месяц у нас – это август. 12 августа празднуется День Военно-воздушных сил. А в третье воскресенье августа Россия отмечает День Воздушного Флота (День Авиации). При этом, праздновать первый официально предписано во второй. Большинство работников гражданской авиации отмечают свой профессиональный праздник не в феврале (и не в июле), а именно в августе.

Казалось бы, что такого. Некоторые из вас бояться летать. Другие – никогда не летали. Третьи никогда и не полетят. А четвёртым всё равно. Но гражданская авиация играет в жизни каждого из нас определённую роль, о которой мы часто и не задумываемся. И наш город самым тесным образом связан с отраслью.

Aviakor aviation plant in Samara

Авиационный завод «Авиакор», Самара

Проще всего начать именно с города, в котором мы живём. Куйбышев не требовал для себя столичных статусов, как это модно ныне. О запасной столице в годы Великой Отечественной войны говорилось мало в силу секретности некоторых обстоятельств. Но авиационной столицей город можно было признать безо всяких требований. Именно здесь делали самый массовый отечественный реактивный пассажирский самолёт – Ту-154. Более того, наш авиационный завод выпустил почти половину всех самолётов Ил-2, который признан самым массовым боевым самолётом в мире.

Авиационный завод сохранился до сих пор. И хотя он перебивается с ремонта на мелкое производство, ещё не потеряна надежда на лучшие времена для наших авиастроителей. Так же как и для двигателестроителей. Это они с помощью немецких инженеров и под руководством Николая Кузнецова разрабатывали легендарные двигатели, которые потом ставились, например, на производимые у нас же стратегические бомбардировщики Ту-95 и пассажирские турбовинтовые Ту-114. Последний в своё время привёз Никиту Хрущёва в США и поразил воображение американцев.

Воображение современного самарца трудно поразить. Никто и не старается. Нет в городе ни авиационного музея, ни детского кинотеатра в самолёте, ни памятников самолётам и их конструкторам. Последние Ту-154 в «Курумоче» порезали на металлолом. Ближайший Ту-114 можно увидеть только в ульяновском Музее гражданской авиации. А Ту-95 пару лет назад пролетал вдоль Волги в честь столетия со дня рождения Кузнецова.

Какие-то самолёты ржавеют вдали от глаз любителей авиации, пытливых детей (вдруг среди них вырос бы новый авиаконструктор) и туристов на учебной базе аэрокосмического университета в Смышляевке. Сам аэродром используется лишь для небольшого количества любительских полётов. А его статус понижен с «аэропорта» до «посадочной площадки».

Единственный наш аэропорт «Курумоч» известен даже нелетающим самарцам. Для кого-то это ворота в небо. Для кого-то – теснота и духота старых зданий. Для кого-то – место работы. А для кого-то – точка на карте. Но эта точка остаётся крупнейшим аэропортом Среднего Поволжья. В июле состоялась церемония закладки первого камня в основание нового терминала. Возможно, уже через пару лет теснота и духота старых зданий сменятся простором и свежестью новых.

Но это всё больше касается тех, кто так или иначе непосредственно связан с авиацией. А как же остальные? Авиация и мимо них не пролетела. Даже если вы никогда не обращали внимания на летящий высоко в небе самолёт, зовущий в путешествие, и не летали в отпуск, вы всё равно пользуетесь услугами примерно таких же самолётов.

Самолёты доставляют вам почту из-за границы – письма, бандероли, открытки к Новому году и посылки с товарами из зарубежных магазинов. Те экзотические цветы, которые вы решили подарить своей возлюбленной, скорее всего, тоже прилетели на самолёте. Да что там цветы – иногда самолёты возят коров и свиней редких пород из других стран на наши фермы. Поэтому, покупая молоко или мясо, вы, возможно, тоже приобщаетесь к делам авиационным.

А автомобили «Жигули», производимые в Тольятти. Ведь заводом руководят и французы с японцами, прилетающие к нам на работу. Точно так же на работу прилетают десятки других специалистов, чья трудовая деятельность связана с Самарской областью. А от нас улетают в Сибирь вахтовики, добывающие там нефть, которую потом перерабатывают на самарских заводах и используют в самарских машинах. И даже горе-рыбаков со льдины на Куйбышевском водохранилище спасают вертолётчики.

Эти же вертолётчики вместе с любителями авиации потом радуют нас показательными полётами на парадах и праздниках. Как раз в августе в области проводятся показательные выступления, приуроченные ко Дню Воздушного Флота. Авиаторы-ветераны собираются своей компанией. А молодёжь может поехать в Бобровку посмотреть на воздушный праздник.

Пусть там летают небольшие учебные самолёты. Авиация начинается с малого – с красивого следа от летящего самолёта, с детских воспоминаний о самолёте-кинотеатре, с памятника самолёту или его конструктору, с фильма об экипаже или с рассказов родных о празднике полёта. И каждый из жителей нашего города хотя бы немного несёт этот праздник в своём сердце.

Advertisements

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: