Фабрика-кухня изнутри

В прошлую пятницу я впервые попал внутрь бывшей Фабрики-кухни завода имени Масленникова. Это здание является одним из нескольких иконических символов самарского архитектурного ландшафта. К сожалению, памятник истории и зодчества многие годы постепенно разрушается, ожидая каких-либо положительных подвижек в своей судьбе.

Я не смог обследовать всё сооружение. Но даже одного зала на втором этаже, лестницы и нескольких подсобных помещений вполне хватило, чтобы выхватить отдельные интересные элементы, из которых складывается Фабрика-кухня 2.0 (под версией 1.0 можно считать оригинальное сооружение 1930-х, так как ныне здание предстаёт более-менее в версии после реконструкции 1944 года, уничтожившей памятник конструктивизма).

Чего стоят только интересные балки перекрытий на лестничной площадке. А сама форма здания. А технологическая задумка оригинала. Это целый клубок вкусностей, которые любой нормальный город давно должен был вернуть в первозданный, ухоженный, восстановленный и функционирующий вид.

Сейчас принято решение устроить в здании (если передача прав собственности и реконструкция/реставрация пройдут успешно) филиал Центра современного искусства. В принципе, не так важно уже даже, что здесь будет. Главное, чтобы здание не разрушилось окончательно.

Впрочем, превращать всё здание в музей так называемого современного искусства, тоже жалко. Отдавать площади под чёрные квадраты и нечленораздельную скульптуру вкупе с новомодными и бессмысленными (если не считать смыслом творение ради творения) инсталляциями или перформансами (оба этих слова давно стали матерными в моём лексиконе) – слишком жирно.

Мне больше по душе те идеи, которые носились первоначально, когда Стадников ещё был просто московским архитектором, а спасение Фабрики-кухни стало одним из ярких общественных движений неполитического толка. Идея заключается в том, чтобы совместить несколько функций в одном флаконе – ресторан-столовую, выставочные площади, клубное пространство (не в смысле “ночной клуб”). И всё это в экстерьерах максимовского здания с ленточным остеклением фасадов, открытой галереей на первом этаже.

Но, к сожалению, общественные идеи у нас не способны договариваться с собственниками и выделять сотни миллионов под крупные музейные проекты. Осталось лишь надеяться, что здание не перестроят так, как это предлагают некоторые молодые архитекторы (в частности, они рисуют перекрытие внутреннего двора с вероятным неминуемым сносом трёх переходных галерей).

Комментарий Михаила:

..студенты в своих проектах танцуют от первоначальных авторских чертежей, плюс своя «отсебятина»… на самом деле в процессе строительства очень многое не удалось осуществить из того, что задумывала автор….Одной из фишек конструктивистов была «консоль»… что не удалось решить в нависающем над гл. входом вторым этажом — появились колонны(?!)… В лестничных клетках в сплошном остеклении появились ж/б простенки (?!), т.е. опять же не удалось решить конструктивно консольно нависающие лестничные площадки, собственно для чего и нужны были монолитные перекрытия.. и внутри между лестничными маршами можно увидеть дополнительные колонны-подпорки(?!)… Ленточное остекление действительно было любимо конструктивистами, но там где оно не «проходило» конструктивно они его умело обыгрывали… Максимова на оригинальных фасадах не просто рисует простенки между окон другим цветом, а наверняка еще и утапливает их… Строители опять же переиграли и сделав простенок в плоскости стены применили пояски в верхней и нижней части окон… этот прием конечно слабее…А сиротливые крохотные угловые окна на торце (?!).. Условное ленточное остекление должно было обтекать-обхватывать торец с двух сторон, что смотрелось бы цельно и не случайно…поэтому автор и заложила шикарные большие угловые окна с боков…Причина та же самая — не удалось решить этот узел с помощью монолитного перекрытия… А крыльца(?!)…правое крыльцо по фасаду — тоже импровизация строителей…. Это только «шапочно» по фасаду я привел примеры… не только снаружи, но и внутри надо разбираться… А было ли «чудо» с механизацией, с конвейерами и т.д.. как это все функционировало… Памятник самый настоящий — и архитектурный и исторический, но не только искаженный до безобразия, но и совершенно не изученный… Реставраторы, вообще, в Самаре водятся?…ведь эти благодетели угробят всю чудом сохранившуюся историческую застройку…

.. есть два оригинальных снимка 35-40 гг . с сайта Бичурова… они общеизвестны, конечно еще бы что-нибудь посмотреть…но и по ним многое видно, например колонны на главном входе в нише-террасе, Моргун у себя в книжке их тоже нарисовал, но в остальном был чересчур условен…тонкие ж/б простенки в цилиндрах лестничных клеток ( их можно и сейчас разглядеть на объекте), рисунок переплетов и схему открывания оконных створок… очень хорошо видны крыльца. уровень земли и вход в цокольный этаж… Опять же цветовое решение фасада, пояски и цоколь темные (серые) и светлые стены (либо просто штукатурка — либо побелка)…после реконструкции в 1944 цветовое решение «отзеркалилось», т.е. пояски стали белыми, а фон желтый (серый, зеленый..), ну и цоколь остался серым… На фото от 1950г за гл. входом в торце здания со второго этажа появилась пожарная лестница… Почему-то совсем забыли про памятник Ленину на гл. фасаде, был ли он типовой, а может и имеет известного автора… Ни слова о расположенном напротив клубе «Звезда», который в 30-е годы очень солидно выглядел, и тоже имел какое-то сооружение перед гл. входом типа памятника… В сети есть пара фото… Что было рядом слева и справа история умалчивает, но поднимаясь по Масленникова очень интересные дома, бывшие казармы, они строились несколько позже и неплохо бы поизучать сохранившуюся столярку (окна, двери..), возможно это работа одной мастерской…естественно это помогло бы разобраться с разносортицей в столярке фабрики-кухни…

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: