Опять по шпалам

Город начинается с ворот. Воротами в современный город по традиции считаются вокзалы. В Самаре их несколько, но самыми популярными остаются железнодорожные ворота. Поэтому, можно сказать, что Самара начинается для большинства соотечественников вовсе не с исторического центра или деловых кварталов, а с Железнодорожного района.

Впрочем, в этом районе есть и деловые кварталы, и немного от исторического центра, и массовая жилая застройка, и даже обширные промышленные территории. Но всего понемногу – историко-культурного и архитектурного наследия разных эпох всё же меньше, чем в центре, промышленность мелковата по сравнению с Безымянкой, деловая активность неконцентрированная. Разве что жилые массивы обширные. Эдакая Самара в миниатюре. Зато есть кладбища, детский парк, стадион и, конечно же, вокзал.

View on the railway tracks from railway station observation deck, Samara

Вид с обзорной площадки железнодорожного вокзала, Самара

На примере Железнодорожного района можно писать повесть о нереализованных городских возможностях. Вот, например, транспортная проблема. Многострадальная мифическая магистраль «Центральная» здесь частью должна пройти внутри, а частью прямо по границе района. Но уж сколько десятилетий ведутся разговоры, а воз, точнее, огромные гаражные массивы в широком каньоне современной застройки и ныне там. Более того, по словам губернатора, какого-либо выхода в Заречье на трассе «Центральной» не предполагается, хотя ранее хотели сделать то ли мостовой переход, то ли тоннельный. Получается, что если эту «Центральную» и сделают когда-то, то она попросту упрётся в маленький скверик, который витиевато огибает давно не ремонтировавшаяся трамвайная линия.

Эта самая трамвайная линия – ещё один пример нерешения транспортного вопроса. Она связывает Безымянку с железнодорожным вокзалом чуть ли не единственной веткой общественного транспорта. Но попробуйте проехать на трамвае в час пик. Если всё пройдёт удачно, и ваш трамвай не свернёт на кольцо, а на путях не встанут аварийные автомобили, то вы сможете испытать аттракцион «самый медленный участок» – мимо кладбища трамваи ползут так, словно поминают умерших. Только вот дело не в поминовении, а в аварийности участка.

Ну, хоть с железной дорогой в Железнодорожном районе всё в порядке, спросите вы? С железной дорогой более-менее всё в порядке. Если не считать заброшенную стройку комплекса железнодорожного вокзала. Ладно, основную часть успели возвести. И теперь этот стеклянный колосс виден издалека. Его можно наблюдать, скажем, в визуальном конце того самого каньона «Центральной». Но прозван вокзал «концом Толстого». Льва. Просто он именно там и находится. Такая вот народная топонимика с юмором.

С Железнодорожным районом связан и ещё один известнейший местный топоним – Запанской. Это район за железнодорожными путями вокзала, получивший своё историческое название от того, что находился за Панской (ныне Ленинградской) улицей. Запанским в нашем городе принято пугать гостей наравне с Металлургом. Считается, что это места обитания каких-то повально кровожадных людей, непременно интересующихся чужим добром. Возможно, по ночам сюда, действительно, ходить не стоит, а днём в Запанском довольно тихо и камерно, по-деревенски – частные деревянные дома и отсутствие большого транспорта способствуют. Впрочем, половина территории района представляет из себя смесь частной застройки посёлков и запутанных промышленно-складских окраин.

Раз уж заговорили о жилье, то нельзя не упомянуть и знаменитые «хрущёвки». Не возьмусь утверждать, что впервые они появились именно в Железнодорожном, но вот наибольшее распространение получили как раз здесь, да ещё в соседнем Советском районе. От самого Городского кладбища потянулась широкая лента однотипных пятиэтажек в сторону Безымянки. Когда-то они даже захватили территорию куйбышевского аэропорта – ещё в начале 1950-х с территории примерно бывшего автокомбината №1 взлетали самолёты. Типовые дома, типовые квартиры, типовые дворы и даже типовые магазины. Правда, со временем квартиры стали цениться на рынке вторичного жилья, а место типовых «Хлеба», «Молока» и «Овощей» появились не менее типовые современные сетевые магазины «у дома». Только во дворах стало вдруг тесно от машин, детей всё чаще сменяют группки местных пьяниц, а возраст многих жителей растёт с возрастом самих домов.

Вот мы и добрались до главных примет нашего времени. Они не уникальны для Железнодорожного района, но здесь видны довольно ярко. Население Самары заметно стареет. Рождаемость на ахти какая. Молодёжь стремится уехать хотя бы в Москву или на Украину, если уж не сразу в Кремниевую долину. Потоки мигрантов не ослабевают. Хотя, этих мигрантов в Железнодорожном всё же меньше, чем в центральных районах Самары. Детские площадки давно и прочно оккупированы спившимися гражданами среднего возраста, главным кризисом которых является не проблема смены сфер деятельности, а вопрос поиска очередного пойла. Наконец, дворы забиты машинами, превращающими некогда достаточно уютные пространства в царство вечной грязи и пыли.

И всё же Железнодорожный район нисколько не хуже остальных районов нашего города. Кроме всех проблем есть здесь и свои радости. По-прежнему шумит детвора в детском парке. Тянутся ввысь (хоть и не всегда быстро) новые деловые башни. В «хрущёвки» часто вселяются молодые пары. А по весне здесь, как нигде ещё в Самаре, царит буйство одуванчиков. Они невинно появляются на этот свет, тянутся к солнцу и радуются жизни, как радуются тому же весеннему солнцу многочисленные пенсионеры, деловито идущие по утрам в магазины «у дома», а к обеду на почту. Даже некоторые «хрущёвки» в последнее время поменяли одёжку на модные (если не сказать, порой кислотные) цвета.

Железнодорожный район – ворота Самары. Гости выходят из стеклянного здания вокзала, садятся в медленный и редкий трамвай, едут мимо пятиэтажек и одуванчиковых полей, чтобы попасть в другие районы. Но о них речь в следующий раз.

Advertisements

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: