Ленгипрогор-06: Комсомольская, Максима Горького, Крупской, Водников

Продолжаем гулять по историческому центру Самары накануне его возможного исчезновения. Сегодня обойдём квартал номер 6 (согласно дореволюционной нумерации), получивший в “ленгипрогоровской” нумерации обозначение 2. Он ограничен улицами Водников (бывшей Преображенской), Комсомольской (бывшей Успенской), Максима Горького (бывшей Набережной) и Крупской (бывшей Старо-Самарской).

Этому кварталу “повезло” больше остальных – от исторической застройки осталась только та, что идёт по улице Водников (за исключением центральной части) и Крупской, а также небольшая часть по Максима Горького. Центральная часть квартала (с выходом на Водников), большая часть по Максима Горького и выход на Комсомольскую застроены современными жилыми домами. Угол Комсомольской и Максима Горького застраивался ещё в 1980-1990-е годы.

К сожалению, высотность застройки по центру квартала полностью убила здесь террасируемый волжский склон, так что остатки исторической застройки и та историческая застройка, что находится в соседних кварталах выше по склону закрыта от вида на реку. Так же, нет вида на реку с улицы Водников, где историческая застройка находится перед “стеной” современной – как остатки Зарядья перед громадой гостиницы “Россия” в Москве в советские годы.

В квартале, тем не менее, остались многие объекты культурного наследия, подавляющее большинство который представляют собой каменные дома довольно крепкого вида. Они, разумеется, обросли со стороны дворов деревянными пристроями и верандами, но по-прежнему составляют интересный кусок исторической Самары. Более того, этот кусок по Водников даже не теряется на фоне той самой “стены”, а выглядит в некотором роде гармоничным фасадом, подчёркивающим “голые” плоскости современных строений.

Предлагаю начать прогулку с улицы Максима Горького, подняться по Крупской и пройтись по Водников. Так мы сможем обойтись без обхода неинтересных нам современных строений с другого угла.

Остатки исторической застройки по Максима Горького можно отнести к “Золушкам” на задворках. Таких в Самаре немало. К сожалению, их участь предрешена в первую очередь. Это четыре дома (два из которых, возможно, значатся под одним номером), один дом внутри двора и одна небольшая постройка там же.

Дома 31 и 33 объединены в реестре как дом И. М. Чернова. К усадьбе относится и та самая небольшая постройка во дворе. А вот сдвоенный дом под номером 29 – это дом купцов Неклютиных. По фасаду прекрасно видно, что тут мы имеем дело с двумя домами с общей стеной. Над двойной дверью в левую часть раньше был балкон. Балконная дверь теперь заложена, а от самого балкона лишь торчат две железные балки. Интересна и правая часть дома, особенно со двора. Во-первых, там мы увидим металлическую дверь с надписью мелом “Погреб”, а рядом с ней металлическую ставню то ли на окне, то ли на люке. Над ними надстроена деревянная часть, но судя по остаткам штукатурки и потолочного карниза на открытой стене, ранее там могла быть куда большая комната на втором этаже.

Далее до улицы Крупской перед нами пустырь. Угловое здание (улица Крупской 2) стоит в полуразрушенном виде. Несколько лет назад в здании был пожар. Затем никто не стал восстанавливать дом под предлогом его ветхости. Некоторое время в здании жили то ли бомжи, то ли мигранты. Чтобы “решить” эту проблему, часть здания обрушили. А часть так и стоит. Дом имел крыло, перпендикулярное улице с ответвлением в сторону Максима Горького, состоявшего из двух разноэтажных объёмов.

Поворачиваем на улицу Крупской. Здесь сохранилась вся историческая застройка. Вот дом номер 4. Видно, что старые оконные и дверной проёмы заложили, а потом проделали два новых окна. Судя по широкому массивному дверному проёму и узким окнам, здесь, вероятно, ранее располагалась какая-нибудь лавка. Таких примеров в этом и соседних кварталах достаточно. Скоро мы в этом убедимся. Было бы просто замечательно убрать современные окна и вернуть первоначальный облик. Ведь и другие декоративные элементы фасада подчёркивают именно оригинальный замысел. А переделки принижают историческую ценность зданий.

Кстати, здесь мы видим два одинаковых дома, соединённых каменной аркой. Я это заметил, правда, уже дома по фотографиям. Просто фасад дома слева был переделан с двумя окнами, а фасад дома справа повторяет оригинал левого фасада, но пострадал сильнее – там сделали три окна, включая окно вместо двери. Таким образом, перед нами явно один комплекс. Вероятно, это были лавки одного купца с аркой, ведущей во внутренний двор.

Такая же участь иметь переделанный фасад постигла и соседнее здание под номером 4/22 (под этим номером значатся все дома, кроме разрушенного углового). При этом переделка здесь довольно странная. Видно, что здание имело два этажа. После переделки стало… два этажа, но они оказались на другом уровне. Для этого же пришлось здание надстроить. С какой целью произведена подобная переделка, ведь количество этажей осталось неизменным? В реестре здание обозначено как дом Суханова.

По дому Суханова. Судя по очень характерным окнам с шестью филёнками, реконструкция была сделана или до войны. или сразу после неё.. Старые окна были заложены, и поставлены новые на более высокой отметке. Очевидно, что было поднято перекрытие пола 1 — го этажа. Скорее всего,это было сделано с целью оздоровления помещения, так как нижние части стен старых домов имеют тенденцию пропитываться влагой из почвы, и комнаты становятся сырыми. Появляется плесень и грибок. При этом существенно уменьшилась высота помещений второго этажа. Поэтому окна там также были заложены, стены надстроены и пробиты проёмы помещений 2-го этажа, также на более высоких отметках. А пластиковые окна были просто поставлены вместо старых окон советского времени. // Комментарий Н. В. Хахалиной

Теперь уделим пристальное внимание угловому дому. Это тоже часть “дома Суханова”. Большой получается “дом”. Либо реестровое обозначение примерное, либо это был комплекс, например, доходных домов одного владельца.

Сначала зайдём во двор через очередную каменную арку. Слева увидим забитые дверные арочные проёмы. Напротив, через двор – двухэтажный домик. Дворик очень уютный. Правда, обе двери в подвал открыты, а сам подвал, судя по всему, захламлён или даже в полуразрушенном состоянии. Но на меня этот дворик произвёл особенное впечатление – такое домашнее и камерное.

Само угловое здание со двора кажется высоким из-за высокого цокольного этажа и трёх жилых. Фасад по Крупской – двухэтажный. На самом деле, дом изначально весь двухэтажный, а третий этаж по большей части фасада на Водников надстроен позднее с очередной переделкой самого фасада.

Когда мы выйдем из двора на улицу Крупской, то увидим сохранившийся без видимых переделок двухэтажный фасад по Крупской. Поворачиваем на Водников. Предлагаю перейти на другую сторону, чтобы лучше увидеть всё здание и его интересный фасад. На фото видно, что угловая часть сохранила оригинальные этажность и проёмы. Далее может показаться, что позднее были пристроены другие дома или дом в три этажа. На самом деле, это всё – один двухэтажный дом, к части которого надстроили третий этаж, заодно переделав оконные проёмы.

Если присмотритесь внимательнее, то увидите, что фасад дома Суханова по улице Водников был трёхчастным с двумя одинаковыми боковыми частями и несколько иной центральной частью (в пять окон, на месте которых прорубили три). Хотя надстрой вместе со старыми новыми окнами выглядит уже как оригинальный, было бы замечательно убрать надстроенный этаж и привести весь фасад к первоначальному виду.

Далее по Водников мы проходим мимо нескольких зданий, которые, благодаря своей ведомственной принадлежности, содержатся в хорошем состоянии как внешне, так и, наверняка, внутренне.

Все три дома (номера 24-26) в реестре значатся как усадьба М. П. Чубакова. Два дома под номером 24 соединены отреставрированной каменной аркой с воротами. Повторяющимся элементом оформления фасада является трилистник в арках над окнами цокольного этажа дома слева и в центральной арке второго этажа дома справа. Дом 26 выбивается из комплекса и, возможно, на самом деле, не относится к усадьбе. Впрочем, сегодня он соединён с домом 24 воротами. Интересны и мансардные окна на доме 26 – такие в Самаре местами встречаются, но довольно редки.

Далее историческая застройка прерывается выходом на красную линию улицы Водников современного здания с торгово-офисной частью. Но мы, ускоряя шаг, подходим к следующему историческому скоплению  в виде домов 32, 34 и 36.

Если обратиться к реестру, то дом 32 обозначен как ОКН жилой дом П. В Лаптева, дом 34 – ОКН жилой дом купца Ф. Д. Жукова, а дом 36 – ОКН жилой дом Е. П. Самарцева. Все три здания двухэтажные с оригинальными фасадами и некоторым количеством деревянных пристроек и террас со двора. Ворота дома 34 закрыты. А вот во двор дома 36 можно пройти через арку. Во дворе мы увидим пристроенную деревянную террасу для входа в квартиру второго этажа.

Кстати, рисунок из сборника “Самара губернская” изображает фасад проектируемого каменного двухэтажного дома на дворовом месте самарского мещанина Ивана Филипповича Жукова (1899 год). В подписи – мещанин И. Ф. Жуков, в реестре – купец Ф. Д. Жуков (отец?). Самое главное, проект, очевидно, был переделан, так как он полностью не соответствует фасаду дома 34. Более того, количество окон в построенном здании – семь, а не пять, как на рисунке. На месте двери сделали арку во двор (над которой сделали два окна вместо одного). Дом расширен на дверь/окно справа. Если окна второго этажа остались арочными (но не совсем такими, как на рисунке), то декор первого этажа не соотносится с рисунком. Впрочем, может оказаться, что дом с рисунка тоже существовал, но потом был снесён для строительства торгового центра. Кстати, в сборнике данный дом обозначен как раз как не сохранившийся.

Сбоку видим деревянный дом 38 с каменным цокольным этажом. А далее – ещё один двухэтажный каменный дом номер 40. Впрочем, зайдя во двор, мы увидим, что половина второго этажа – деревянная. Возможно, и весь второй этаж деревянный, но его фасадная часть обложена кирпичом. Согласно реестру, это объект культурного наследия дом Рамзина – образец провинциального классицизма.

Наконец, последним пунктом нашей прогулки станет дом 42, обозначенный в реестре как ОКН усадьба Н. Л. Голосова. К усадьбе относится замечательный одноэтажный домик по улице и двухэтажный дом во дворе. Домик по улице находится не в лучшем виде из-за какой-то бесформенной чердачной надстройки, обитой ржавым железом.

А теперь предлагаю вернуться на минуту к дому 24. Он принадлежит или арендуется одной из компаний. Вроде бы дом отремонтирован. Но только посмотрите внимательно на фасад. Аж целых семь кондиционеров! Только что не прибитых прямо к стене. Конечно, если не красить фасады, обклеивать их объявлениями, оставлять грязными и завешивать кондиционерами, то любое здание станет “мусорным”. Вдвойне преступно это в отношении исторических домов. Уверен, что муниципальные власти могут заставить собственника убрать кондиционеры с фасада, а собственник в состоянии переместить кондиционеры на крышу или во двор, либо заменить их на единый блок также со стороны двора.

В завершение посмотрим на то, что нам предлагает сделать с этим кварталом “Ленгипрогор”. Больше не буду взывать к экспертам и сведущим людям с вопросом, на который я за две недели не получил квалифицированного ответа.

Смотрим на рисунок ниже и видим, что из всей застройки заштрихована (то есть, будет сохранена) только современная и те три дома (24, 24 и 26 по Водников), которые находятся в собственности коммунально-энергетического конгломерата компаний (“СУТЭК”, “Газпром Межрегионгаз Самара”). Вся остальная застройка– все исторические здания по Крупской, Водников и Максима Горького – не заштрихована, то есть, будет снесена!

Насколько я понимаю, там где штриховка, туда вообще лезть не будут с какими-то проектными предложениями и собственников трогать тоже не станут. Там, где не заштриховано, там будет что-то проектироваться и изменяться функциональное назначение, но это не обязательно означает снос. Т.е., штриховка обозначает не физическое воздействие на здания, а их функциональное назначение по отношению к существующему. // Комментарий Виталия Политова.

При этом в эскизе застройки показано лишь строительство на углу Крупской и Максима Горького, на месте домов 2 и 4 по Крупской и пустыря по Максима Горького. После схемы выше эскиз застройки выглядит как пуск пыли в глаза, чтобы общественность успокоилась и одобрила все планы. Особенно, когда целый хор блогеров упорно которую неделю увещевает, что в центре Самары мало что снесут. Будьте уверены, снесут гораздо больше, чем нам предварительно расскажут.

Не хочется думать о плохом, но только война или глубочайший кризис смогут остановить сносы. А пока, к счастью, нет ни особой войны, ни сносов, надо успеть осмотреть и зафиксировать историческую застройку оставшихся кварталов. Встретимся в следующую среду.

Реклама

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: