Ленгипрогор-10: Кутякова, Водников, Засекина

Прогулки по той части Самары, которую планируется переустроить по планам “Ленгипрогора”, привели нас к двум кварталам, которые почти полностью заняты бывшими промышленными предприятиями. Сегодня осматриваем территорию в границах улиц Засекина, Кутякова, Водников и берега реки Самары.

В традиционной классификации это территория 1 и 2 кварталов Самары. 1-й квартал очерчен улицами Водников и Засекина, а также набережной Самары. А 2-й квартал занимал восточную часть нынешней территории завода клапанов. В западной части этой территории находилась первоначальная Хлебная площадь (далее в этой прогулке под “Хлебной площадью” понимается именно она, а не нынешняя Хлебная, которая тогда носила название Полицейской).

В створе нынешних Алексея Толстого и Кутякова (тогдашних Казанской и Духовной) стоял Казанский собор. Посмотрите на фото ниже – справа на переднем плане виден особняк Аржанова, а на заднем плане – колокольня Казанского собора.

Kazanskaya, old photo, Samara

Казанская улица и Казанский собор. Открытка 1900-1904 // Из архива Г. В. Бичурова

Вот вид с Хлебной площади. На дальнем плане мы видим створ Казанской улицы и особняк Субботиных-Шихобалова (“Дом губернатора”).

Kazan Cathedral, Samara, 1904-1914

Казанский собор на Хлебной площади. Открытка 1904-1914 // Из архива Г. В. Бичурова

Вот вид с южной стороны Хлебной площади (вероятно, примерно от нынешнего Понтонного переулка). На дальнем плане видна сохранившаяся до сих пор застройка по улице Кутякова – часть дома 8, дом 10 и двухэтажный угловой дом, который впоследствии был значительно надстроен (ныне Алексея Толстого 2). Арка между ним и домом 10 не сохранилась.

Kazan Cathedral, c.1895, Samara

Казанский собор на Хлебной площади. Фотография ок. 1895 // Из архива Г. В. Бичурова

На дореволюционной схеме города видим две церкви на Хлебной площади. Крестик справа – Казанский собор. Та территория, которая здесь обозначена как Хлебная площадь и квартал 2, ныне занята комплексом завода клапанов.

Samara plan fragment

Фрагмент плана Самары с указанием полной сети водопроводных труб по проекту инженера Н. П. Зимина // Источник

Первый собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1580-х годах. Тогда соборная церковь называлась Троицкой и имела придел в честь Николая Чудотворца. В Никольском приделе в 1737 году был похоронен организатор и первый руководитель Оренбургской экспедиции Иван Кириллович Кирилов. В 1741 году в трапезной церкви похоронили третьего главу Оренбургской комиссии Василия Алексеевича Урусова. Могилы не сохранились.

Здание Казанского собора возведено в 1744 году – кирпичный храм типа восьмерик на четверике с северным Никольским приделом. В 1867-1874 годах собор был перестроен в духе позднего классицизма с чертами эклектики по проекту губернского архитектора М. С. Муратова, перестроена колокольня (1859-1860), сооружён южный Сретенский придел (1864-1867). Закрыт в 1920-х годах, перестроен, снесен в 1950-х.

С 1851 года Казанский собор называли “старым”, так как в то время открылся “новый” кафедральный собор – Вознесенский (на нынешней улице Степана Разина). На колокольне Казанского собора был колокол, пожалованный царём Михаилом Романовым. А при строительстве Сретенского придела в 1864 году на том месте были обнаружены человеческие останки, свидетельствовавшие о наличии там ранее кладбища первой самарской крепости.

Второй крестик на схеме выше – Спасо-Преображенская церковь. Это была старейшая церковь в городе, построенная в 1685 году на территории упразднённого в 1764 году Спасо-Преображенского женского монастыря. О древности церкви свидетельствовал цоколь храма, при строительстве которого были использованы цельные каменные глыбы, какие позднее не употребляли.

В 1745 году к церкви был пристроен каменный придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1764 году монастырь был упразднён, а церковь приписана к Троицкому собору (будущему Казанскому). В 1765 году церковь обгорела, но её восстановили примерно к 1772 году. После пожара 1850 года выстроена каменная ограда, а внутри поменяли иконостас. Но при этом уничтожили резные царские ворота с изображением Богоявления, оставшиеся от монастырского периода.

В Спасо-Преображенской церкви находились икона Спаса Нерукотворного (1688 года) и чудотворная икона Смоленской Божией Матери, вывезенная, по преданию, из Персии.

В 1868-1873 годах рядом со Спасо-Преображенской церковью была построена в греческом стиле церковь Смоленской иконы Божией Матери, в которой размещалась та самая икона Смоленской Божией Матери. Эта церковь была крупнее Спасо-Преображенской. На фото ниже видны обе церкви со стороны Хлебной площади.

Спасо-Преображенская церковь и Смоленская церковь были уничтожены в 1952-1953 годах в связи с устройством подъезда к мосту через реку Самарку и расширением завода клапанов.

А на месте Хлебной площади и 2-го квартала вырос завод клапанов.

Завод был образован 23 октября 1930 года как Самарский завод «Ватозапчасть» Всесоюзного государственного треста запчастей Наркомата тяжелой промышленности, путем реорганизации мастерских по ремонту тракторов. Хотя многие источники указывают на другую дату – 1932 год.

С 24 декабря 1934 года – Средневолжский завод «Трактородеталь» Всесоюзного государственного треста запасных частей и деталей НКТП СССР. С января 1935 года – Куйбышевский завод «Трактородеталь» Всесоюзного государственного треста запасных частей и деталей НКТП СССР; с ноября 1936 года – Всесоюзного государственного треста НКТП СССР Главного управления по производству запасных частей к автомобилям и тракторам; с 1937 года – «Глававтотрактородеталь» Наркомата среднего машиностроения СССР. С 1939 года – Куйбышевский государственный союзный завод «Автотрактородеталь» «Глававтотрактородеталь» Наркомата среднего машиностроения СССР.

В период Великой отечественной войны заводом выпускались осколочные и противотанковые мины, сопла для реактивных снарядов. В послевоенные годы производственные площади и парк оборудования неуклонно увеличивались, завод стал специализироваться на производстве клапанов, шатунных болтов, толкателей к тракторным двигателям и являлся единственным предприятием, обеспечивающим выпуск клапанов для всех тракторных заводов ССCР.

С марта 1946 года – Куйбышевский государственный союзный завод «Автодеталь» «Глававтозаппчасть» Министерства автомобильной промышленности СССР; с июня 1946 года – «Главтрактородеталь» Министерства сельскохозяйственного машиностроения СССР; с октября 1947 года – «Глававтотрактородеталь» Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР; с апреля 1953 года – «Глававтотракторопрома» Министерства машиностроения СССР; с мая 1954 года – «Главтрактородеталь» Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР; с июля 1955 года – «Главтрактородеталь» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

В марте 1959года была произведена масштабная реконструкция завода. На нем впервые в СССР введены в эксплуатацию линии по производству клапанов к двигателям СМД-14. Потребителями продукции предприятия стали тракторные и моторные заводы Харькова, Волгограда, Минска, Владимира, Рыбинска, Красноярска, Уральска, Барнаула, Ворошиловграда, Орла, Ярославля.

С июля 1957 года – Куйбышевский государственный союзный завод «Автодеталь» 2-го управления Куйбышевского СНХ; с августа 1960 года – управления общего машиностроения Куйбышевского СНХ; с 1963 года – управления сельскохозяйственного машиностроения и подшипниковой промышленности Средневолжского СНХ; с 1966 года – «Главтрактородеталь» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. С 25 июля 1966 года – Куйбышевский завод «Автотрактородеталь» «Главтрактородеталь» Министерства тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения СССР. К 1970-м уже увеличены производственные площади, происходит обновление оборудования, внедряются новые технологии штамповки, наплавки, сварки, появляются автоматические линии механической обработки.

С 1 января 1977 года – Куйбышевский завод клапанов Главного управления по производству запасных частей к автомобилям и тракторам «Главтрактородеталь» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР; с 1 января 1980 года – Всесоюзного промышленного объединения по производству тракторных запчастей «Союзтаркторозапчасть» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Завод производил запчасти и детали поковки к автомобилям и тракторам, доставлял их по кооперации другим заводам, выпускал ширпотреб, позднее – шатуны и коромысла к тракторам, кронштейны, клапана к комбайнам.

С 1993 года это ОАО “Самарский завод клапанов”. Выпускал запасные части к тракторам (клапаны, болты, пальцы звеньев гусениц, толкатели), клапаны для продукции “АвтоВАЗа”и нескольких автомобильных и моторных заводов России и Белоруссии. В 2013 году руководство завода приняло решение о прекращении его производственной деятельности до конца года.

А мы переходим в следующий квартал. Здесь располагался комплекс мельницы “Товарищества Я. Г. и И. Я. Соколовых”. Представительное шестиэтажное краснокирпичное здание построено в 1906 году, а в советские годы здесь размещался мукомольный завод №1.

Паровая мельница Якова Гавриловича и Ивана Яковлевича Соколовых была крупнейшей в Самаре. Проект мельницы утвердили 15 марта 1905 года, а уже 15 декабря 1906 года объект пустили в эксплуатацию. На мельнице ежегодно перемалывалось 3,5 миллиона пудов зерна. В дальнейшем внизу, вдоль склона, к амбарам до соколовской мельницы и дальше проложили железнодорожную ветку. Стало возможным подвозить зерно к амбарам и отвозить его на мельницы по железной дороге.

Мельница и всё, что к ней относилось, вписывалось в единый четырехугольник. Северная сторона его – фасад конторы и жилых домов, мучная лавка, выходили на Хлебную площадь (ныне улицу Засекина).

К южной части мельничного четырехугольника, к элеватору по железнодорожной ветке подгоняли вагоны, прибывшие с зерном из других мест. По другую сторону ветки и к западу от мельницы было несколько хлебных амбаров. Недалеко от мельницы, на косе, при впадении Самарки в Волгу, в те времена находилась крупная нефтебаза, принадлежащая иностранной компании Нобеля. С этой базы Соколовы получали горючее, необходимое для механизированных работ предприятия и отопления жилых помещений. Для хранения запаса горючего на территории мельницы стоял огромный нефтяной резервуар.

Западную сторону мельничной территории целиком занимал производственный корпус. Восточную, обращенную к Журавлёвскому спуску и Самарке, – жилые дома. Единственное, что в описанном четырехугольнике было не соколовским, это два небольших двухэтажных дома, обращённых фасадом на Хлебную площадь, принадлежащих церкви. В них жили священники, а на втором этаже одного из них помещалась Фёдоровская церковно-приходская школа.

В 1990-е – начале 2000-х завод ещё работал. Там даже обновляли оборудование и ставили новые производственные линии. Говорят, потом его купили какие-то москвичи, набрали кредитов и объявили о банкротстве. Оборудование выломали, повыбрасывали прямо из окон (для чего даже пришлось сломать и расширить некоторые оконные проёмы) во двор и вывезли.

Соколовым в первом квартале Самары принадлежало два участка. На углу нынешних улицы Засекина и Понтонного переулка располагался комплекс жилых и хозяйственных построек при мельнице Соколова. Строительство велось в 1907-1910 годах. Правда, архитектура дома 3 в Понтонном переулке (фото 8-12 в галерее выше) подсказывает, что это строение относится к более раннему периоду.

Во двор со стороны Понтонного переулка ведёт каменная арка ворот. На другой стороне двора находятся двухэтажные службы. Сейчас на втором этаже сделаны квартиры, а на первом – сараи. Своды потолка первого этажа выложены из кирпича. Судя по всему, на первом этаже были хозяйственные помещения, конюшни.

Трёхэтажный жилой дом 7 по улице Засекина интересен не только своей архитектурой, но и инженерными решениями. По словам местного жителя, в подвале располагалась котельная, от которой по зданию внутри стен были проложены каналы для дыма, отапливавшего здание. На фото ниже виден дымоход этой системы на крыше со двора.

Железнодорожные ветки вдоль побережья Самары остались до сих пор. Они идут от железнодорожной станции Самара по побережью, мимо элеватора начала XX века и двухбашенного элеватора мукомольного завода №1, мимо комплекса бывшего мукомольного завода №1, проходят под путепроводом по улице Водников/мостом. Далее одна ветка идёт в грузовой порт, а вторая шла в сторону мельницы Башкирова, где до сих пор ещё кое-где видны рельсы из-под асфальта.

В последние годы неоднократно предлагалось провести реконструкцию комплекса бывшей мельницы Соколова и реанимировать окружающую территорию. Большая часть проектов предполагала устройство в здании мельницы некоего арт-центра.

Я же, проходя мимо этого прекрасного здания, каждый раз вдруг представляю себя в Нью-Йорке. В таком кирпичном доме нужно делать не арт-центр, а жильё. Получатся самые настоящие, неподдельные лофты в крепком историческом здании. Первый этаж можно отдать под магазинчики, кафе и клубы. А в большой южной пристройке вполне видится общественное пространство. Впрочем, гостиница международного класса тоже могла бы вписаться в комплекс – огромное лобби и ресторан в южной части, номера в высотном основном корпусе.

А железнодорожные пути можно, наверняка, приспособить под лёгкое метро/пригородные поезда от Стрелки хоть до Безымянки.

Но по планам “Ленгипрогора”, которые на днях были утверждены областным правительством, на месте завода клапанов должен появиться огромный и неоправданный торговый центр. А судьба бывшей мельницы Соколова пока не ясна. Вроде бы на эскизе застройки никаких новых зданий в первом квартале не нарисовано.

С другой стороны, показательно, что на всех планах “Ленгипрогора”, улица Засекина обозначена под своим старым названием Карбюраторная, хотя смена названия произошла несколько лет назад. То ли питерские градостроители начали свою работу по Самаре лет 5 назад, то ли воспользовались устаревшими материалами и не вникли в актуальную местную топонимику.

Ну, а наши прогулки по старой Самаре плавно подходят к завершению. В следующий раз мы прогуляемся по оставшимся уголкам побережий Волги и Самары.

Источники:

  • Клапан перекрыт. // Ссылка
  • Куйбышевский завод клапанов. // Ссылка
  • Паровая мельница купцов Соколовых. // Ссылка
  • Понтонный переулок. // Ссылка
  • По пути к Мундиалю. Часть I. // Ссылка
  • Собор Иконы Божией Матери Казанская в Самаре. Храмы России. // Ссылка
  • Хлебная (Полицейская) площадь в Самаре. // Ссылка
Реклама

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: