34-й сдан

Очередной муниципальный автобусный маршрут отдан в коммерческие руки. С недавнего времени автобусы 34-го маршрута стали обслуживаться ООО «Самара Авто Газ», которое ранее уже получило целый ряд популярных маршрутов, включая 2, 24, 41, 67, 70. Пассажиров теперь будут перевозить не относительно вместительные машины ЛиАЗ и Scania, а малоразмерные МАЗ-206. Правда, льготы и транспортные карты на этих маршрутах по-прежнему принимаются.

MAZ-206, Bus 34, Samara

Автобус МАЗ-206 34-го маршрута, Самара

В отличие от передачи 24-го маршрута в позапрошлом году, на этот раз мэрия отказалась от каких-либо пояснений, пресс-релизов и сообщений в СМИ с обещаниями улучшения работы на маршруте в связи с переходом его в коммерческие руки. Видимо, процесс передачи муниципальных маршрутов коммерческим структурам выглядит всё же не столь красиво с точки зрения пиара. Показательно, что на сайте Транспортного оператора Самары «Самара Авто Газ» до сих пор не значится оператором 34-го маршрута (зато на любительском «Самаратранс.info» информация новая). Это вовсе не означает того, что пассажирам станет хуже — пример 67-го маршрута показывает, что короткие интервалы движения и удобный маршрут позволяют заполнять машины и приносят пользу горожанам. Это, однако, не значит, что следует расслабиться в ожидании изобилия машин с заветной цифрой «34» на лобовом стекле.

Дело в том, что, в отличие от автобусов 24 маршрута, на 34-м оставлены коммерческие перевозки (маршрутки). Вы не поверите, но они обслуживаются компанией ООО «Транс Плюс», которая входит в состав группы «Самара Авто Газ». С одной стороны, пример 24-го маршрута доказывает, что полная ликвидация маршруток — однозначное зло из-за частой необходимости долгого ожидания автобуса. С другой стороны, в случае с маршрутом 34 получается явный конфликт интересов — коммерческого и муниципального. Если и автобусы и маршрутки обслуживаются одной группой компаний, то я не удивлюсь, когда окажется, что количество автобусов будет меньше ранее выходивших на маршрут, а интервалы движения, наоборот, увеличатся. Одним из сценариев станет пропуск маршруток впереди автобусов, снижение объёмов выручки и прибыли, жалоба на нерентабельность с последующим сокращением подвижного состава и получением прибыли за счёт маршруток (где не надо принимать карты и обслуживать льготников).

Что же это за всесильный «Самара Авто Газ», которому ежегодно отходят лакомые кусочки муниципального общественного транспорта? Интересное начинается уже с написания названия. Если набрать в ЕГРЮЛ «СамараАвтоГаз» (а именно так компания именуется на всех самарских транспортных сайтах), то вы ничего не обнаружите (только две давно закрытые компании). Разыскать сведения об искомом ООО удалось только по сокращённому названию ООО «САГ» (где указывается и вариант в три слова).

ООО «Самара Авто Газ» зарегистрировано 28 октября 2004 года. Его учредителями являются Владимир Викторович Синяткин и Андрей Геннадьевич Софронов с равными долями. Правда, сведения о них внесены уже в 2014 году, так что первоначальными учредителями могли быть иные лица. Уставный капитал составил всего 20 000 рублей. А директором значится Леонид Леонидович Шихарев. Адрес компании — улица Аэродромная, дом 119, квартира 51. Да, именно квартира, так как дом 119 по улице Аэродромной — обычная пятиэтажная хрущёвка.

Г-н Шихарев также является учредителем и директором ООО «СТА» («Самаратрансавто»), созданного 14 декабря 2009 года и зарегистрированного в Красноглинской налоговой. Уставный капитал составил 10 000 рублей. В той же Красноглинской налоговой зарегистрировано и ООО «Транс Плюс» (снова не ищите в ЕГРЮЛ по слитному написанию) — 10 февраля 2012 года с уставным капиталом 10 000 рублей. Но здесь учредителем и директором значится Александр Анатольевич Бугаков. А вообще группа компаний «Самара Авто Газ» включает ещё ряд фирм, которые работают на нескольких коммерческих и пригородных маршрутах. Но конечным бенефициаром у группы компаний является, по некоторым сведениям, вовсе не Леонид Шихарев, а Владимир Синяткин.

Про Леонида Шихарева мало что удалось найти. Его фамилия засветилась в январе 2012 года, когда он был включён в состав Общественного совета по обеспечению эффективного функционирования общественного транспорта Самарской области при министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области. В приказе о формировании совета должность г-на Шихарева — заместитель директора ООО «КрасноармейскАвтоСервис». Желание искать информацию дальше отбила публикация в одном из блогов (фото сохранилось в перепосте здесь), где учредители данной фирмы связываются с одной из организованных преступных группировок (и, по совместительству, активными единороссами).

Я не хотел бы безосновательно проводить параллели между ОПГ и постепенным переводом пользующихся популярностью автобусных маршрутов в частные руки. Впрочем, тот факт, что и члены ОПГ и руководство города (как начавший процесс перевода маршрутов бывший мэр Дмитрий Азаров, так и нынешний мэр Олег Фурсов) являются не последними членами партии «Единая Россия», вполне мог бы составить определённую сюжетную линию в этом деле. Тем более, что среди перечисленных в скандальной публикации имён есть фамилии бывших и действующих чиновников (в том числе, областного правительства). А осенью 2015 года компании группы «САГ» выиграли уже областной конкурс на межмуниципальные перевозки, задуманный, в том числе, для вытеснения с рынка компании Фэнии Хакимовой. Думаю, депутат Хинштейн ещё захочет копнуть тему при случае.

Впрочем, я о транспорте. Как показывает опыт работы ряда маршрутов, приход частников в цивилизованных формах — автобусы вместо маршруток, приём транспортных карт, отслеживание движения — позволяет улучшить культуру обслуживания пассажиров. Но на уровень удовлетворённости пассажиров влияют и такие факторы как вместимость автобусов (у МАЗ-206 она небольшая), интервалы движения (на 24-м маршруте есть значительные «провалы» в графике), график работы (насколько рано выходят автобусы на маршрут и как поздно с него уходят). Время покажет, станет ли обслуживание на 34-м частно-муниципальном автобусном маршруте лучше или нет.

А вот на вопрос о том, почему муниципалитет не находит возможным делать на популярных маршрутах то, что делают частники, а именно — покупать новые автобусы (ведь и частники и муниципалы делают это в кредит) и получать всю прибыль — ответить могло бы не время, а руководители города и заинтересованных компаний. Но они вряд ли это сделают.

4 комментария

  1. 34 явно стал ходить лучше)
    Еще бы дожать их, чтобы в 22.00 последний в выходные с Металла уезжал — и жизнь стала бы хороша.

    1. 34-й ходит лучше, по всей видимости, в показательных целях и, вероятно, за счёт того, что хуже стал ходить 67-й. Практика показала, что чудес на 24-м маршруте не случилось — машин, может, и прибавилось по сравнению с моментом передачи коммерсантам, но провалы в расписании никуда не делись. Ну, и в часы пик аргумент «автобус стал ходить лучше» для пассажиров, которые не могут пробиться в одну дверь и уместиться на маленькой площадке, не работает так хорошо, как в простых рассуждениях.

  2. На 67-м большинство водителей управляют большим автобусом, как легковым автомобилем. Проезд перекрёстка Московское шоссе/Ново-Вокзальная в сторону выезда из города на жёлтый сигнал светофора — любимое занятие. Это приводит к тому, что пешеходы выходят на переход за перекрёстком, а на них мчится 67-й забирая резко влево, а потом вправо к остановке. Остановки не объявляются за редким исключением. Очень жаль, что уходит в прошлое манера советских водителей, которых учили тому, что они ВЕЗУТ, а не ЕДУТ.

    1. Остановки не объявляются не только в 67-м. Да и манера управления разнится от водителя к водителю. Иногда понимаешь, почему приходится резко тормозить — кто-то выскочил перед автобусом на авто или перебегает в неположенном месте.

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: