Улица Мориса Тореза

Улица Мориса Тореза идёт от улицы Партизанской в Железнодорожном районе до улицы Советской Армии в Советском районе Самары – общей протяжённостью 3,68 км. Основные потоки транспорта достались параллельным улицам Гагарина и Аэродромной, но Мориса Тореза не менее интересна. Первоначально улица называлась Садовым проездом. 26 ноября 1964 года он был переименован в честь французского коммуниста и политического деятеля Мориса Тореза (Maurice Thorez), умершего летом того же года.

Morisa Toreza Ulitsa, Samara

Улица Мориса Тореза начинается от Партизанской, но первые дома, пронумерованные по Мориса Тореза, отстоят от перекрёстка. Здесь превалирует пятиэтажная жилая застройка – район Мориса Тореза, Аэродромной, Мяги, Дзержинского, Гагарина был в авангарде хрущёвской застройки Куйбышева. Между общежитием Техникума лёгкой промышленности и домом № 1 позднее было построено здание проектного института. Уже давно вместо неоновой вывески с названием учреждения (“Индустроймаш”) надстроен пятый этаж, а в конце 1990-х сзади сделан пристрой, соединённый с основным зданием переходом. В начале 2000-х тут был офис “Лукойла”, затем буровой компании “Евразия”, отделившейся от “Лукойла”, потом офисы “ГазпромТрансгазСамара”, а теперь проектная организация “Оргнефтестрой” и другие организации. Кстати, во дворах на чётной стороне (дом №20, построен в конце 1990-х) – ещё один офис “ГазпромТрансгазСамара”.

Чуть выше по улице, в доме №7 разместилась Налоговая инспекция по Железнодорожному району. В советское время там была мастерская по ремонту телевизоров. Сзади в сторону Партизанской уходят “хрущёвки”. Там же начинаются остатки оврага, который шёл в сторону Партизанской и далее к реке Самаре. Много лет назад на склоне была популярная среди окрестной детворы горка.

На чётной стороне во дворах спрятались сразу два приметных учреждения. В доме № 8 – Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В домах № 12 и № 12А – Управление внутренних дел по городу Самаре. В 1990-е там же располагался и городской ОВИР – свой первый (и ни разу не использованный) загранпаспорт я получал именно там. На углу с улицей Мяги — два учебных учреждения. В двухэтажном доме, стоящем под углом к улице, находится вечернее отделение школы № 37 (а в советские годы располагался районный отдел народного образования). На самом углу – средняя школа № 76, построенная в 1965 году.

Напротив – в доме № 13А – в советские годы был крупный магазин “Бытовые машины” (или “Электро-бытовые машины”, уже не помню). Когда-то именно тут половина города отоваривалась холодильниками, люстрами, лампочками, утюгами и прочими электро-бытовыми товарами. Помню, в конце 1980-х стоял на крыльце магазина в огромной очереди из записывающихся в очередь за утюгами. Сегодня в том же помещении – продуктовый магазин, а с другой стороны (где в советские годы находился банк) — ресторан. Между ними долгое время располагался фитнес-клуб “Олимпикс”, принадлежавший самарскому политику Александру Фетисову. Теперь вместо клуба открыты магазины и пиццерия.

Перейдём улицу Мяги и обернёмся. На сайте Г.В. Бичурова я обнаружил фото с видом на улицу Мориса Тореза от улицы Мяги.

Morisa Toreza Ulitsa and Myagi Ulitsa

Пересечение улиц Мяги и Мориса Тореза, зима 1966 — Фото из коллекции Г. В. Бичурова

Это фото можно датировать зимой 1965/1966 годов, так как уже построены школа и пятиэтажки по чётной стороне улицы. Фундамент этих пятиэтажек был заложен летом 1965 года, а первые жильцы въехали в них уже в декабре 1965 года. На нечётной стороне на старой фотографии ещё видны частные дома. Но, по воспоминаниям местных жителей, уже весной 1966 года их снесли.

Morisa Toreza Ulitsa 37, 1965

Улица Мориса Тореза 37, фото из «Волжской коммуны» от 26 сентября 1965

А мы идём дальше. Выход на улицу Революционную фланкирован симметричными восьмиэтажками. На другой стороне справа снова тянутся “хрущёвки”, а слева – средняя школа-интернат № 6 и специальная (коррекционная) школа-интернат № 4. Основное здание школы-интерната № 6 построено летом 1961 года. Позднее в его сквере со стороны улицы Революционной поставили бюст Зои Космодемьянской (один из двух в этом районе).

Morisa Toreza Ulitsa 52, 1962

Улица Мориса Тореза 52, фото из «Волжской коммуны» от 27 мая 1962 года

На углу Мориса Тореза и Волгина – четырёхэтажное офисное здание. На его торце с обратной стороны осталась советская декорация – конструкция с изображением Ордена Октябрьской революции. Судя по двум пустым блокам, конструкция была установлена к очередному юбилею Революции 1917 года, а в блоках были годы – 1917 и год юбилея. Впрочем, это лишь моё предположение.

Далее вплоть до улицы Авроры тянется территория бывшего Самарского пассажирского автотранспортного комбината № 1 – одного из главных автобусных парков Куйбышева. Отсюда выходили в рейс автобусы популярных маршрутов – 2, 18, 24, 40, 53. Сначала ликвидировали целый ряд маршрутов (40, 53, 57, 60), а несколько лет назад предприятие вообще закрыли. Автобусы теперь вынуждены ехать в парк аж на улицу Блюхера. На территории парка теперь коммерческие фирмы, автостоянка, Департамент транспорта самарской мэрии. В бывшей столовой ПАТК ныне разместилось коммерческое кафе. Ну, а до автобусного парка сюда, вероятно, доходили какие-то сооружения куйбышевского аэропорта. Вспоминают, что когда-то на территории ПАТК № 1 был яблоневый сад и то ли озерцо, то ли болото. Напротив – на углу с Авророй в советские годы был один из пунктов приёма макулатуры. Была в советские годы такая хорошая традиция – собирать и сдавать макулатуру в обмен на возможность приобрести дефицитные книги. Современному человеку неизвестны ни сбор макулатуры, ни дефицит книг, ни очереди на запись в очередь за утюгами.

В районе пересечения с улицей Энтузиастов многие дома вдали от Мориса Тореза, тем не менее, относятся именно к ней. Так, в доме 107 – Дом культуры “Аврора” общества глухих и Сурдоцентр. Как ни странно, но дома далее по улице имеют меньшие порядковые номера – 103 и 103А. В доме 103А находится Дворец ветеранов, а в доме 103 в 1990-е был известный магазин электроники и бытовой техники “Энон”, принадлежавший депутату Олегу Борисову. В своё время “Энон” был, пожалуй, самым известным и крупным подобным магазином в городе. Сейчас от него остался лишь отделанный тёмным мрамором вход. В 1965 году сдана в эксплуатацию школа № 28, которая была выполнена по экспериментальному проекту. Достаточно сравнить эту школу и школу № 76.

От улицы Волгина до переулка Футболистов по чётной стороне Мориса Тореза сохраняется частная застройка. В том числе и благодаря этому движение транспорта по улице не такое интенсивное как на соседних улицах, по крайней мере в выходные. Недавно на месте дома 52 или 54 построено каменное двухэтажное здание, которое повторяет некоторые элементы декора ряда дореволюционных зданий в центре Самары. Очень симпатичный вышел домик. Кое-где на нечётной стороне “хрущёвки” перемежаются домами постройки 1970-1980-х, а в самом конце улицы наоборот – осталось несколько двухэтажек около 1960 года постройки.

Завершается улица Мориса Тореза стадионом “Заря”. Кстати, тут же – переулок Футболистов. Стадион находится в полуразрушенном состоянии. Здание спортцентра недавно отремонтировано, так как было передано Самарскому филиалу РГУТИС. Филиал ныне ликвидирован, поэтому принадлежность спортцентра неизвестна. Вроде бы, в здании работают тренажёрный зал и детский развивающий центр. Ещё в нормальном состоянии поддерживается вышка (построена в 1980-х годах), на которой проводятся тренировки и чемпионаты пожарников и спасателей. Трибуны давно разрушены или пребывают местами в полуразрушенном состоянии. А ведь тут мог бы получится замечательный стадион с огромным футбольным полем и отличными беговыми дорожками. Зимой на поле можно было бы устраивать, наверное, самый большой городской каток (и даже побороться за звание самого большого катка в Европе, если залить всё поле). А естественные склоны с трёх сторон представляют собой прекрасные предварительные условия для обустройства трибун – пускай, не на десятки тысяч зрителей, но получилось бы отличное спортивное сооружение.

Улица Мориса Тореза упирается в улицу Советской Армии и Торгово-экономический колледж. Колледж образован в 1991 году на базе располагавшегося там же Куйбышевского техникума советской торговли. Постановлением Совнаркома РСФСР от 19 февраля 1940 года Пензенский техникум советской торговли Наркомторга РСФСР переведён в Куйбышев. Первоначально техникум располагался на Водников 28. Техникум был закрыт из-за войны с 15 сентября 1941 года по 1 января 1943 года. С 1946 года техникум переезжает в здание школы № 23 на Чапаевской. В 1963 году техникум наконец вселяется в новое здание на Советской Армии 19. В 1991 году Куйбышевский техникум советской торговли переименовывают в Самарский техникум советской торговли, потом почти сразу в Самарский коммерческий колледж. С 1995 года учебное заведение носит нынешнее название.

Давайте ещё раз пройдёмся по Мориса Тореза в части её застройки многоэтажными домами. Сначала был интернат номер 6 (лето 1961) — первая ласточка новой застройки, занявшая чётную сторону МТ от Революционной до Волгина. Многоэтажная жилая застройка появилась на Мориса Тореза при 1 микрорайоне ДОСААФ, т.е. в 1962. Это был нечётный отрезочек между Дзержинского и Революционной, куда и вошли первые пять домов с тогдашней нумерацией от 1 до 9. Напротив него на месте, соответствующем чётной стороне Мориса Тореза, находился курмыш, снос и застройка которого хорошо видны на снимках января и мая 1965 года. Далее в 1963 Мориса Тореза застраивалась по нечётной стороне напротив 6-го интерната (2-й микрорайон ДОСААФ), а также ниже Авроры. В 1964 Мориса Тореза продолжили застраивать между Авророй и Энтузиастов, а также между Карбышева и Футболистов (опять-таки по нечётной стороне).

В 1965 начали застройку Мориса Тореза в сторону старой части города — по чётной стороне от Революционной, по нечётной стороне от Дзержинского. Упор в строительстве пришёлся на сей раз на чётную сторону (кварталы 372 от Революционной до Мяги и 371 от Мяги в сторону нынешнего трамвайного кольца на Тухачевского). Нечётную сторону Мориса Тореза (квартал 370) от улицы Мяги и до начала оформили позже, в 1967-1968 годах.

Можно сказать, что в период с 1962 по 1964 Мориса Тореза имела новую застройку на отрезке от Дзержинского до Революционной только по нечётной стороне, а через дорогу можно было видеть набор курмышей. В начале 1960-х улица Дзержинского пересекалась с Гагарина, а между Дзержинского и Революционной лежали три параллельные улочки с не менее гордыми названиями — улица 9 Января, улица Красногвардейская, улица Воздушного Флота. Это не помешало ликвидировать их в 1965 году. В середине шестидесятых улица Мориса Тореза активно застраивалась на отрезке от начала и до Дзержинского (нечётная сторона) / Революционной (чётная сторона).

На спутниковом снимке от 24 января 1965 наблюдаются интенсивные работы в так называемом квартале 372 (границы нынешних Гагарина — Революционной — Мориса Тореза — Мяги). Проезжей части на МТ в том районе тогда не было. Частная застройка квартала будет оперативно зачищена батальоном «хрущёвок». К Мориса Тореза можно отнести фундаменты домов, расположенных перпендикулярно — это будущие 38, 42, 44, 46 и угловой дом с Революционной 50/135. Есть ещё два интересных объекта. Один из них находится в районе нынешнего дома № 1 по Дзержинского. Это остатки аэродрома, на котором располагаются несколько самолётов. На ресурсе Camapka.ru один из пользователей описывает это так: «На пересечении ул. Дзержинского и Мориса Тореза видны во дворе 6 МиГ-17. Мы тогда бегали смотреть их через забор. Раньше на месте ул. Революционной от Гагарина до Аэродромной был военный аэродром. После строительства микрорайона часть самолётов, которые не летали остались там. Но на карте 1966 года их уже нет». Правда, в городской прессе тех лет Мориса Тореза по старинке называли Садовым проездом.

Второй дом существует и теперь — его нынешняя нумерация по Мориса Тореза 36А, там расположены вечерняя (№ 37) и футбольная школы. Можно предположить, что на момент съёмки 1965 года там располагалась школа № 116. Дело в том, что территориально эти места соответствовали Каспийскому избирательному округу № 105, центром и местом голосования в котором была определена как раз школа с номером 116. В следующем году в соседнем квартале было построено здание по улице Гагарина 39, в которую и перевели школу № 116. Заметим, что на сайте самой школы её история отсчитывается с сентября 1966, т.е с нового здания. В квартале 1-го микрорайона Чёрновских садов видно немало пустот для будущих зданий. Можно рассмотреть обширные владения будущей школы № 28 (дом 115), которую строили по экспериментальному проекту, а также жилой дом № 129. Он строился из кирпича и на момент съёмок ему оставалось доделать крышу.

На аэрофотоснимке от 1 мая 1965 года начало Мориса Тореза всё ещё не застроено. Но можно более детально рассмотреть авиатехнику. Что касается домостроения, то с зимы застройка двинулась от Революционной в сторону Мяги. Выстроен угловой дом 50/135, а далее в порядке уменьшения готовых этажей дома 46, 44, 42 и фундамент дома 40 (параллельно Мориса Тореза). Заложена и 76-я школа. Виден пустырь на месте будущего Парка Победы, достройка школы № 28 (и она, и 76-я через четыре месяца вступят в строй). Мориса Тореза заасфальтирована до Цветочного переулка, из-за чего нижняя часть улицы (около стадиона «Заря») смотрится ущербно.

Аэрофотоснимок от 7 июня 1966 показывает значительные изменения, особенно в начале улицы. Прежде всего за год здесь выросли дома под номерами 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 18, 22, 24, 26, 30, 32 (школа № 76), 34, 36, 38, а на другой стороне 37 по Мориса Тореза, а также 1 и 3 по Дзержинского. Это только то, что попало в этот кадр и без учёта застройки кварталов 371 и 372 со стороны Гагарина. Именно в этих местах в 1965 году применили «фишку» в виде необычных подъездов для «хрущёвок»: вместо банальной плиты целый бункер с боковой панелькой, встроенными лавочками и местами для горшков с цветами. Достроена школа № 116. В конце улицы появились детские садики (готовый 290 в доме 93А и строящийся 315 в доме 125А) да застройка по Футболистов 3.

Аэрофотоснимок от 27 мая 1967 года. Строится Детский дом № 3 по МТ, 8, а с другой стороны улицы разворачивается застройка квартала 370, в частности, двойной дом 17 и 17 (А). Как обычно, прочее не столь динамично, разве что упоминаемые в теме Аэродромной две кирпичные девятиэтажки (Аэр., 100 и МТ, 123), а также застройка в самом низу МТ (Перекопская, 17 А, куда приписана гимназия «Перспектива»).

На снимках 20 декабря 1975 Мориса Тореза представлена дважды. Каких-то точечных «высоток» ещё нет (имею в виду два здания на углу с Революционной), а вот дом 155А около Футболистов уже отбрасывает тень. Возведёны Техникум лёгкой промышленности (в начале) и корпус при стадионе «Заря» (в конце). Само собой, вся улица заасфальтирована.

Использованы следующие источники:

Исторический обзор и сканы из старых газет подготовлены Евгением Альмяшевым.

Advertisements

9 комментариев

  1. Очень интересно! Спасибо.

  2. В Самаре, а точнее, в Куйбышеве, Морис Торез всё-таки был. 20 октября 1941 года группа руководителей Коминтерна, в том числе Торез, Тольятти, Долорес Ибаррури и другие, поездом прибыла в Куйбышев, где уже находился Георгий Димитров, на совещание Секретариата. Обсуждались вопросы о перестройке работы аппарата Коминтерна в связи с переездом в Уфу, принята политическая директива всем партиям, состоящим в Коминтерне, решено немедленно по приезде в Уфу организовать радиовещание на иностранных языках. После чего руководители Коминтерна, кроме Димитрова, проследовали дальше на поезде в Уфу.

    Источники: электронный архив Коминтерна на sovdoc.rusarchives.ru (РГАСПИ. Ф.495. Оп.18. Д.1335. Л.108, Торез там обозначен под партийным псевдонимом «Жан»), дневник Димитрова на английском (The diary of Georgy Dimitrov. 1933-1949. Yale University Press, 2003. P.201).

    1. Интересно. Спасибо! Исправлю сейчас. Но тут есть новый вопрос. Когда говорят про тогдашний аэропорт (в районе нынешней Аэродромной), то из всех известных людей, которые им воспользовались, упоминают как раз только Ибаррури. Так она туда-сюда на поезде ездила или всё-таки и прилетала/улетала тоже?

      1. На поезде она приезжала в октябре 1941 года, проездом через Куйбышев в Уфу. А на самолёте — это было зимой 1943 года, она летела из Уфы в Куйбышев для выступления на митинге, причём по дороге самолёт сломался и пришлось сделать аварийную посадку в башкирском селе, но в Куйбышев она всё-таки прилетела в срок. А вот описание собственно её приезда в город и как её встречали на аэродроме я, честно говоря, в её воспоминаниях не нашёл. Вам не попадалось?

        1. Нет, я не знакомился с воспоминаниями. Ровно то, что запомнилось из разных краеведческих заметок, и описал. Вообще меня всегда удивляло, что некоторые вроде бы не секретные вещи настолько неизвестны и не уточнены. Например, чехарда с адресами югославского и ряда других посольств в Куйбышеве. Неужели не осталось ни точных записей, ни однозначных свидетельств о том, в каком доме размещалось какое иностранное представительство?! Так что с тем, какие известные люди и когда прилетали на тот аэродром, тем более останется в безвестности.

  3. Здравствуйте. Ребенку 8 лет задали подготовить презентация про улицу М.Тореза. Можем ли мы использовать Вашу информация? Обязательно сделаем ссылку на Ваш сайт. Это позволит ребенку не только научиться пользоваться интернетом, но и уважительно относиться к чужому труду.
    С уважением,Ольга.

    1. Ольга, конечно. К тому же, многое я тоже не выдумывал, а брал из разных источников.

  4. «В конце улицы появились детские садики (готовый 290 в доме 93А и строящийся 315 в доме 125А) да застройка по Футболистов 3.»

    83А

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: