Улица Аэродромная

Улица Аэродромная расположена в Железнодорожном и Советском районах, начинается от улицы Дзержинского и идёт на протяжении чуть менее трёх километров до улицы Промышленности. Впрочем, с указателями улиц и нумерацией здесь не всё просто. Комплекс общежития между Партизанской и Дзержинского имеет номер 13 по Дзержинского, но на его фасаде есть и советская ещё надпись “Аэродромная”. Только вот пронумерованные по Аэродромной дома начинаются уже с другой стороны Дзержинского.

Aerodromnaya Ulitsa, Samara

Почему же улица в центре города называется Аэродромной? Откуда здесь аэродром? Оказывается, именно в этих местах в 1940-1950-х годах располагался городской аэродром Осоавиахима, использовавшийся также в качестве гражданского и запасного (для аэродрома авиационного завода). Он был создан для Самарского аэроклуба Осоавиахима в 1934 году. Предположительно занимал около 50 га на территории между современными улицами Мяги и Авроры, Мориса Тореза и Партизанской. Этот аэродром встречал в годы войны многие иностранные делегации и был отмечен на немецких разведывательных картах. Аэродром был закрыт в 1957 году (аэроклуб переехал на аэродром в Рождествено). Но ещё какое-то время между будущими улицами Мяги и Дзержинского ближе к будущей Мориса Тореза располагались остатки аэродрома с несколькими самолётами, что прекрасно видно на спутниковых снимках середины 1960-х годов. Окончательно эти остатки были ликвидированы не ранее середины 1965 года.

Первым заметным объектом на Аэродромной является, безусловно, комплекс бывшего Дома молодёжи и гостиницы “Юность” с памятником Ольге Санфировой на пересечении Аэродромной и Революционной, которая здесь заканчивается. Ранее на этом месте (после ликвидации аэродрома) был пустырь и рынок “Новая болгарка”.

Aerodromnaya Ulitsa, 1 January 1978

О сдаче Дома молодёжи — «Волжская заря» от 1 января 1978

Дом молодёжи и гостиница “Юность” построены в 1969-1977 годах (начало строительства — 30 июня 1969, сдача — к 1 января 1978). Здесь располагались различные молодёжные организации, было прекрасное кафе “Юность” на втором этаже. В 1985 году здесь прошла первая в городе видео-дискотека. После развала СССР в здании разместились ночной клуб, радиостанция, магазины и автосалон. Потом на место гостиницы (девятиэтажная высотка) въехал 11-й Арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Татарстан, Пензенской, Самарской, Ульяновской областей. Владелец нижнего объёма здания (с 2004 года) – корпорация “СОК” – продал его в 2006 году ТД “Перекрёсток” под торговый центр. В результате перестройки был ликвидирован зрительный зал и переделан фасад, утративший свою ритмичность. Хотя на торцевых и задней стене нижнего объёма сохранилась оригинальная разбивка фасада выступающими плоскостями.

Кирпичная 9-этажка напротив (на углу Аэродромной и Революционной) была построена в 1963 году. На первом этаже там многие годы располагались магазины цветов и грампластинок. Это было либо первым девятиэтажным зданием в Куйбышеве вообще, либо вторым (конкурент — девятиэтажка по улице Партизанской, 110).

На пространство, занимаемое сейчас кольцом 70-го автобуса, часто возили гостей из соцстран. На Новый Год ставилась большая ёлка и устраивались катания на «тройках». До постройки автостанции «Аврора» нынешний «пятак» семидесятого являлся основной конечной станцией, так что на любой фотографии тех лет можно видеть группы пассажирских автобусов «ЛАЗ». Именно львовские автобусы составляли основу парка середины шестидесятых. После введения «Авроры» стоянка не «заржавела» — туда ходили некоторые маршруты автобусов (11-й, 70-й) плюс дислоцировались такси.

Памятная стела лётчице Ольге Санфировой (архитектор – Николай Красько, скульптор – Александр Головин) открыта 8 мая 1985 года. Ольга Санфирова родилась в 1917 году в Самаре, где и прожила до середины 1930-х. С декабря 1941 года в Красной Армии, в ВВС. В действующей армии с мая 1942 года. Ольга Санфирова погибла в ночь на 13 декабря 1944 года – её самолёт был сбит, но сама лётчица погибла от мины, на которую наступила при отходе с места высадки. Ольге Александровне Санфировой присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Стела из нержавеющей стали – один из самых драматичных памятников в Самаре.

Бывший Дом молодёжи окружён большим сквером – с боков посажены деревья, а за комплексом располагается большая открытая площадка. В 2007 году там началось строительство физкультурно-оздоровительного комплекса “Динамо”, которое должно было завершиться в середине 2009 года. В комплексе, согласно проекту, предусмотрены крытый теннисный корт, волейбольные и баскетбольные площадки, беговые дорожки. Где-то в 2015 году ФОК переименовали из “Динамо” в “Молодёжный”.

В сквере между ФОКом и пятиэтажками (относящимися уже к улице Партизанской) построили церковь иконы Божией Матери Живоносный Источник. Долгое время до этого здесь стоял вагончик, оборудованный под храм. Таким образом, после строительства ФОКа и церкви площадь сквера значительно уменьшилась. С другой стороны, оставшуюся часть отремонтировали, и теперь здесь всегда много отдыхающих, особенно родителей с маленькими детьми.

Далее, немного не доходя до улицы Авроры, по левой чётной стороне Аэродромной находится здание школы ДОСААФ. Сейчас там располагаются и другие офисы, а также одна из самых известных в городе автошкол. Но перейдём снова на правую нечётную сторону. Между улицами Волгина и Тушинской раскинулся комплекс Самарского областного клинического кардиологического диспансера. По Тушинской к нему сзади спланирован новый кардиологический центр, возводимый на условиях частно-государственного партнёрства. Строительство близко к завершению.

Aerodromnaya Ulitsa, 5 January 1976

О сдаче кардиологического диспансера — «Волжская заря» от 5 января 1976

Наконец, в здании 45 располагалось Особое конструкторское бюро “Янтарь”. Об этом ОКБ мало что известно. В справочниках фирм — это акционерное общество, осуществляющее производство электрической аппаратуры для проводной телефонной или телеграфной связи, проектные разработки в электротехнике и электронике, телекоммуникациях и др. В частности, в биографии основателя компании “СМАРТС” Геннадия Кирюшина ОКБ “Янтарь” упоминается как разработчик систем связи. А в некоторых сообщениях говорится о разработке, изготовлении, поставке, пусконаладочных работах, техническом гарантийном обслуживании устройств и программного обеспечения (основными заказчиками назывались “Транснефть” и “Газпром”). Что ещё разрабатывалось в этом ОКБ в советские годы, остаётся гадать. Например, не связано ли бюро с разработкой с 1967 года “Янтарей” — космических аппаратов разведки, пришедших на смену аппаратам “Зенит” разных модификаций?

До 2007 года (?) ОКБ было ФГУП ОКБ “Янтарь”. Затем ФГУП преобразовали в ОАО “ОКБ “Янтарь”. В октябре 2009 года появляется ещё и ООО “Янтарь ОКБ”. Его учредителями стали частные лица, а в перечне видов деятельности, помимо производства электрической аппаратуры для проводной телефонной или телеграфной связи, появляется оптовая торговля продуктами и прочими товарами. В 2009-2011 годах Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (учредитель ОАО) делало шесть попыток продать 100% акций ОАО. В частности, сообщалось: “В собственности ОКБ “Янтарь” находится нежилое помещение площадью 2,4 тыс. кв. м, часть которого сдается в аренду. Здание находится в непосредственной близости от офисного центра ОАО “Янтарь”, подконтрольного самарской группе “Союз” (источник). Кстати, группа “Союз” известна по многочисленным публикациям как крупный рейдер, захватывающий в результате сомнительных сделок собственность в Самарской области и других регионах.

Можно предположить, что ОКБ постепенно сдавало в аренду и/или продавало площади в своём здании и соседнем двухэтажном корпусе. Те площади, вероятно, аккумулировала упомянутая выше группа “Союз”. Недавно между этими корпусами построен офисный центр. А само ОКБ, несмотря на полученную ещё в 2009 году прибыль, было окончательно ликвидировано в октябре 2014 года. Правопреемником называется ООО “Янтарь”, учредителем которого стала бывший гендиректор ОАО Алёна Душкова. ООО, согласно выписке из ЕГРЮЛ, занимается сдачей внаём собственного недвижимого имущества. Какова тут роль ФАУГИ, можно только гадать — то ли, имущество ФГУП/ОАО было продано самому себе с преобразованием в ООО (считай, окончательно выведено из государственной собственности в частную), то ли то же имущество было продано “Союзу”. Кстати, при ОАО было ещё и ООО “Янтарь-Строй”, которое году в 2014-2015 было также ликвидировано за бездействием.

На углу Аэродромной и Авроры стоит торговый центр “Аврора”. Его первая очередь (архитекторы – А. Головин, В. Лаврусь, конструкторы – А. Казанков, П. Игнатьев) строилась в 2001-2003 годах и открыта в ноябре 2003. В 2006 году началось строительство второй очереди (введена в строй в 2007 году). Она построена над трамвайным кольцом, которое удалось сохранить. Но вместо паркинга и цилиндрического распределителя для машин появились новые торговые площади и цилиндрический атриум с эскалаторами и лифтами, ведущими на верхние этажи. А торговый комплекс стал причиной самой большой пробки на Аэродромной. Тротуар здесь узкий, да ещё остановка общественного транспорта, которой постоянно мешают припаркованные на обочине автомобили.

На месте первой очереди «Авроры» ранее были общественные сортиры — автостанция располагалась метра на три выше тротуара трамвайной остановки. Подземные туалеты находились по бокам лестницы, ведущей от автостанции к остановке трамвая. Входы были со стороны Аэродромной, а сами туалеты были выстроены из желтоватого кирпича.

В 2010 году по улице Авроры началось строительство третьей очереди торгового комплекса. К 2016 году возведение здания завершено, идут отделочные работы. На этом месте многие годы располагалась автостанция “Аврора” – важнейший пересадочный узел городского общественного транспорта. Но автостанцию задвинули подальше под предлогом строительства автовокзала, совмещённого с торговыми площадями. Пока не известно, сделают ли какой-либо автовокзал в одном из помещений. Автобусы городских маршрутов паркуются на большой стоянке внутри здания.

Идём дальше по Аэродромной. Надо отметить, что основными постройками на этой улице являются пятиэтажные “хрущёвки”. На нечётной стороне они располагаются под углом, подставляя одну сторону солнцу. Здесь же, в районе улицы Энтузиастов находится пункт технического контроля ТТУ. Говорят, что пункт осмотра трамваев на Энтузиастов появился после того, как один из трамваев с отказавшими тормозами улетел в сторону Измайловского переулка. Перепад высот от Авроры до конца Аэродромной на самом деле весьма существенен.

А напротив раскинулся парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы, открытый в 1977 году. Здесь можно найти как пару образцов военной техники, так и несколько памятников: Дмитрию Карбышеву (бюст на высоком постаменте, изготавливался в 1978-1993 годах под руководством С.В. Соболькова, открыт в 1993 году, недавно реконструирован с заменой облицовки постамента), малолетним узникам фашистских концлагерей (открыт 26 октября 2007, скульптор – Иван Мельников), стела в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Здесь же находится часовня святых Бориса и Глеба подворья церкви во имя преподобного Сергия Радонежского (2004, архитектор – Алексей Тузов, в 2014-2015 годах сделан пристрой к ней). Ранее на месте парка Победы и близлежащих микрорайонов росли Чёрновские сады, которые потом под натиском жилищного строительства сократились до площади нынешнего парка. Затем и эти остатки садов ликвидировали, организовав на их месте парк с аттракционами.

Ещё немного и улица Аэродромная, резко спустившись вниз, упирается в кольцо на пересечении с улицей Промышленности, переулками Футболистов и Измайловским. Справа и слева окончание улицы венчают два массивных жилых здания, построенных по одному или схожему проекту. К дому 126 (справа) сделан двухэтажный пристрой, занимаемый детским поликлиническим отделением. Дом 127 (слева) выходит одновременно на Аэродромную и Промышленности и выглядит эдакой крепостью.

Наша прогулка подошла к концу. Можно сесть в трамвай (3 или 23 маршрута) и проехать всю улицу в обратном направлении – трамвайная линия проходит вдоль всей Аэродромной.

Исторический обзор

В подшивках старых газет и на сайтах с историческими фотографиями можно найти немало свидетельств застройки этого района, который поначалу именовался микрорайоном ДОСААФ (по имени аэродрома) и микрорайоном Чёрновских садов (по имени садов на месте нынешнего парка). Чтобы поточнее ориентироваться в местной географии, надо уточнить внутреннее деление этих микрорайонов.

1-й микрорайон ДОСААФ — Аэродромная — Дзержинского — Мориса Тореза — Революционная

2-й микрорайон ДОСААФ — Революционная — Мориса Тореза — Волгина — Аэродромная

3-й микрорайон ДОСААФ — Аэродромная — Волгина — Мориса Тореза — Авроры

5-й микрорайон ДОСААФ — Аэродромная — Волгина — Партизанская — Дзержинского

1-й микрорайон Чёрновских садов — Аэродромная — Авроры — Мориса Тореза — Энтузиастов

2-й микрорайон Чёрновских садов — Аэродромная — Энтузиастов — Мориса Тореза — пер. Футболистов

3-й микрорайон Чёрновских садов — Аэродромная — Промышленности — Партизанская — Авроры

DOSAAF and Chyornovsky Gardens map

Схема расположения микрорайонов ДОСААФ и Чёрновских садов в Самаре

Пятый микрорайон ДОСААФ застраивался в основном в 1962-1963 г.г. Поскольку здешние (мкр.5 и мкр.1) опыты «микрорайонирования» были первыми для города Куйбышева, пресса много писала про «Куйбышевские Черёмушки». Когда в начале 1961 года публиковались адреса улиц и домов, приписанных к тем или иным избирательным участкам, улицы-границы Пятого микрорайона оказались приписаны к трём разным участкам. Это при том, что застройка тогдашнего района была сугубо частным сектором, а при таких раскладах размеры отдельно взятых участков приобретали огромные масштабы.

Аэродромная была важным элементом решения целого комплекса задач. Требовалось разгрузить улицу Гагарина — единственный кратчайший автодорожный путь из старого города на Безымянку. Требовалось нашпиговать «хрущами» огромное пространство в границах Мяги — Мориса Тореза — Промышленности — Партизанской и шире (ближе к Гагарина и ближе к Балаковской). В 1962 году появился второй мост через железную дорогу (XXII Партсъезда), так что надо было оперативно построить трамвайную линию от Тухачевского (район нынешнего трамвайного кольца, которого в то время не было) по Аэродромной, Промышленности и Гагарина до перекрёстка с Красными Коммунарами и до Безымянского депо. Таким образом основная трамвайная магистраль Гагарина — проспект Кирова — «старый» мост — промзона была бы дублирована магистралью по Аэродромной и далее через «новый» мост по Заводскому шоссе в промзону же. Контакт между этими магистралями был бы не только по XXII Партсъезда, около Безымянского депо, но и по улице Энтузиастов. Там гоняли трамваи 1, 16 и 18 маршрутов. Строительство метро сделало эту трамвайную ветку ненужной из-за ликвидации трамвая по Гагарина, однако рельсы убрали не сразу. В 1987 году часть рельсов по Энтузиастов ещё оставалась возле заезда на Аэродромную.

Ценный экспонат информации — «Волжская коммуна». В январе 1963 и в январе 1965 там печатались избирательные участки для голосования по выборам в Областной Совет народных депутатов. В частности, давались адреса домов, приписанных к тому или иному участку. В списке 1963 года улица Аэродромная давалась без номеров домов, т.е. её только-только начали застраивать. В списке 1965 года самый большой номер дома по чётной стороне Аэродромной — 90, по нечётной — 105. Таким образом, отрезок улицы от предпоследней до последней трамвайной остановки был ещё не готов, хотя цепочка «хрущей» по Партизанской уже построена и готова голосовать по месту прописки. Впрочем, недостающие «хрущи» прибыли уже в 1965, включая и самый последний тогдашний дом по нечётной стороне, 125. Он попал в фельетон «Волжской коммуны» (номер от 15.10.65) по поводу того, что строители сдали его, не до конца укомплектовав ванные комнаты собственно ванными. Лет пятнадцать этот дом был последним в списке по нечётной стороне, однако в районе 1980-1982 г.г. была построена крупная «высотка», заслонившая собой переход Аэродромной в улицу Промышленности. Этот дом, получивший номер 127, был оснащён сберкассой и почтой. Ну, а похожую высотку через дорогу, под номером 126, возведут уже ближе к девяностым.

Посмотрим на улицу Аэродромную и окрестности на спутниковых снимках. Первый датирован 24 января 1965. У зимней съёмки из космоса по сравнению с летней есть свою плюсы и минусы. С одной стороны, не столь чётко видны лесопосадки, садики, овражки, речушки, появляются визуальные помехи от дымящихся труб ТЭЦ и котельных. С другой стороны, у домов длинные тени, ибо солнце низко. По теням некоторых домов, расположенных вдоль улиц с ощутимым перепадом высот (к примеру, на Гагарина или на Партизанской), можно делать вывод о рельефе местности. Что меня удивило больше всего, так это девственно чистые крыши «хрущёвок», хотя в те времена зимы со снегопадами были не чета нынешним. В многотиражке ТТУ писали об одном таком снегопаде (он случился то ли в январе 1965, то ли в январе 1966), после которого с Аэродромной сутки растаскивали застрявшие трамваи.

Касательно застройки улицы Аэродромной — на отрезках от Дзержинского до Авроры она уже оформлена «хрущёвками», а будущие точечные вкрапления на ряде перекрёстков грянут гораздо позже. Куда динамичнее ситуация ниже Авроры, на территории микрорайонов Чёрновских садов. Видны строительные работы по дому № 71, где сейчас расположена больница. На четвёртом снимке хлопот куда больше — строятся дома №№ 97 (консультация), 107 (старая «Бирюсинка» + кулинария), 109 (жилой), 113 (продмаг с винным отделом), а также жилой дом № 116 на другой стороне улицы. В 1965-м году почему-то более позднюю застройку имели «хрущёвки» со встроенным первым этажом. Возможно, это было связано с упором на строительство в 1964-м году жилых домов (8о квартир против 64 для четырёхподъездного «хруща»), а возможно, тупо был дефицит удлинённых панелей для первого этажа.

Современному глазу непривычны пустые пространства, которые в будущем будут освоены Домом молодёжи и высотными домами №№ 14, 16, громадами ТЦ «Аврора» и высоток по чётной стороне улицы Авроры, №№ 126, 127. Интересно, что трамвайное кольцо гораздо интенсивнее использовалось трамваями, идущими со стороны старой части города, ибо следы на путях со стороны Промышленности куда бледнее. Как известно, отрезок Аэродромной от Дзержинского до Авроры проходил внутри Микрорайонов ДОСААФ, коих номинально было пять. Если четыре из них были застроены более-менее оперативно, то квадрат Аэродромная — Авроры — Партизанская — Волгина, соответствующий 4-му мкр. ДОСААФ, на момент съёмки был оформлен лишь на четверть. Относящиеся к нему здания НИИ «Янтарь», Кардиоцентра, автостанции «Аврора» и многоэтажного милицейского «червяка» возведут позже. Вероятно, из-за этой проволочки тот квартал в будущем уступит титул 4-го микрорайона высотным новостройкам на Ново-Садовой — Осипенко — Челюскинцев.

Второй спутниковый снимок датирован 1 мая 1965 года. Наблюдается «шевеление» только на стройплощадке Детского сада № 301, но он относится к Волгина. Можно увидеть будущую Аврору, так сказать, без снега. Дом 71 уже достроен, зато рядом сооружается кирпичный дом № 75, на первом этаже которого будет книжный магазин. Консультацию (дом № 97) и «Бирюсинку» (дом № 107) тоже достроили, хотя не до конца оформили подъездные пути к этим домам. Чуть ниже наблюдаем фундаменты домов №»№ 111 (парикмахерская + химчистка) и 96 (жилой дом, ближайший к будущему Парку Победы), а также упомянутый выше дом № 113. Там вроде бы что-то возведено, но оно не отбрасывает тени. Выходит, по нечётной стороне улицы Аэродромной в январе-мае 1965 года шли строительные работы по семи домам, из которых шесть имели встроенные первые этажи. Конечно, такое отставание создавало неудобства жильцам, вынужденным бегать за покупками или за услугами в другие места.

Спутниковый снимок 7 июня 1966 года. Видно строительство детских садов, хотя ни один из них не имеет адреса непосредственно по Аэродромной. Помимо 301-го, это садики с номерами 377 (1-й мкр. ДОСААФ), 318 (2-й мкр. ДОСААФ) и 319 (5-й мкр. ДОСААФ). За год появилась какая-то прямоугольная оградка возле перекрёстка Аэродромной — Волгина, как раз со стороны нынешнего Кардиоцентра. Похоже не то на контуры скверика, не то на хоккейную «коробку». Далее снова идут детсады — 302-й (сейчас там расположен Кадетский корпус) и 305-й, ныне перелицованный под нужды полиции. Началось шевеление по адресу Аэродромная, 91 — это первая девятиэтажка в 3 микрорайоне Чёрновских садов. Судя по тени, её уже подняли над землёй метра на три.

Подобного рода «точечные» застройки вносили разнообразие в монотонный «хрущёвочный» ряд, хотя себестоимость квадратного метра такого жилья была выше нежели в «панельке». Те девятиэтажки были кирпичными, имели меньше квартир нежели обычный «хрущ» (72 против 80), а заодно требовали дополнительных усилий по установке лифтов и мусоропроводов. С удорожанием их строительства боролись тем, что зачастую возводили их на кооперативных началах.

Возводятся два корпуса будущего детсада № 320 (сейчас половину детсада занял мировой суд). В той части Чёрновских садов, которая расположена между Парком Победы и Перекопской), видны фундаменты ещё двух высоток (Аэродромная 100 и Мориса Тореза 123), да и без очередной детсадовской стройки (315-й) не обошлось. Что до жилой застройки, то она видна по улице Футболистов.

Ещё один снимок датирован 27 мая 1967 года. Наблюдаем строительство кинотеатра «Старт». В принципе, землю под него начали расчерчивать ещё в 1966 году. Судя по всему, появляется павильон автостанции «Аврора», зато от Волгина куда-то делся прямоугольник. «Высотки» по Аэродромной, 87 и 91 готовы. Через дорогу в районе Энтузиастов приступили к возведению двух таких же кирпичных зданий. На территории Парка Победы в плане благоустройства конь не валялся, хотя экспериментальная школа № 28 смотрится островком благополучия. 320-й сад доделан, а 328-й заложен. Школа № 87 появится в 1968-м. Через дорогу видно, что прошлогодние фундаменты по Аэродромной 100 и Мориса Тореза 123 уже обернулись новенькими «высотками». То же касается и детсада № 315.

Aerodromnaya Ulitsa, 20 December 1975

Улица Аэродромная, 20 декабря 1975

Последний снимок относится к 20 декабря 1975 года. Зима и длинные тени затрудняют просмотр. Но можно увидеть Дом молодёжи, Кардиоцентр, а также тёмненькую ниточку трамвайной линии по улице Энтузиастов около Парка Победы.

Благодарю за исторический обзор и вырезки из старых газет Евгения Альмяшева. Отдельные газетные вырезки любезно предоставлены Михаилом Волчковым.

Реклама

6 комментариев

  1. Спасибо, интересно познавать что-то новое!

    1. Да, каждый раз обнаруживаются новые детали, дополняющие общую картину.

      1. Будем следить, так как ни разу в Самаре не был, даже проездом…

  2. Газеты в низком разрешении не читаются

    1. Это максимальный размер, который у меня был. Если представится возможность в будущем найти размер больше, поменяю.

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: