Улица Партизанская

Сегодня мы заглянем ещё на одну из улиц, по которым не водят туристов, и куда горожане не приходят гулять в выходные – улицу Партизанскую. Она протянулась не всегда прямой линией почти на четыре километра от улицы Тухачевского до улицы Промышленности в Железнодорожном и Советском районах Самары. Кому-то улица покажется скучной – кладбище, торговые и офисные центры, спальные кварталы, гаражи и стоянки. Но наша прогулка будет, как минимум, с элементами поисковой игры, так как с нумерацией здесь порой всё настолько запутанно, что даже хорошая карта не спасает.

Partizanskaya Ulitsa 60, Samara

Колледж сервисных технологий и дизайна, улица Партизанская 60

Давайте разберёмся для начала в том, как идёт Партизанская. Начинается она от пересечения Тухачевского и Киевской. Как ни странно, первыми домами по Партизанской значатся киоски – автомобильный сервис с кафе (№ 55) и группа киосков на остановке трамвая (№ 56Б). За киосками высится общежитие Самарского государственного архитектурно-строительного университета (№ 56), а далее стоит двухэтажный торговый центр, построенный поверх подземного гаража (№ 56В). Далее Партизанская идёт мимо Городского кладбища. А затем на нечётной вдруг появляется дом №11. Почему же автосервис на углу с Тухачевского не стоит под номером 9, например?

Далее улица Партизанская вроде бы делает полуповорот к Мяги. Налево уходит Мяги, а направо – Партизанская. Но карта показывает, что Партизанская раздваивается, не доходя до Мяги. При этом, нумерация идёт как раз по этому незаметному отростку. А дома по той части Партизанской, которая словно “продолжает” улицу Мяги и известна всем, на самом деле, относятся к улице Дзержинского, которая идёт параллельно. Партизанская же делает ещё один лёгкий уклон влево до пересечения с улицей Дзержинского. И только оттуда она уже снова идёт прямо до своего окончания – нумерация по Партизанской возобновляется уже после пересечения с Дзержинского. А заканчивается Партизанская, вливаясь под острым углом в улицу Промышленности.

Улица Партизанская возникла, скорее всего, в конце 1950-х – начале 1960-х годов вместе с массовым жилищным строительством в этом районе. Сюда, вероятно, доходила территория городского аэродрома, существовавшего в 1930-1950-х годах (я говорил о нём в главе про Аэродромную). Среди местных жителей улица получила прозвище “Портянка” из-за своей длины. Сама же Партизанская названа в память о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны.

В своём начале улица идёт мимо Городского кладбища. Кладбище было создано в 1932 году. На этом кладбище расположено сразу несколько памятных мест. Для начала у въезда входящих встречает стена памяти – на 111 мраморных плитах золотом выбиты фамилии воинов, умерших от ран и болезней в госпиталях после войны. Могилы многих из них расположены на специальной площадке в глубине кладбища. Там же стоит Обелиск в память о воинах, скончавшихся от ран в госпиталях города Куйбышева в период Великой Отечественной войны (архитекторы Ю. Храмов, В. Каркарьян, Р. Аракелян, Ю. Мусатов), установленный 8 мая 1965 года. А с краю от этой площадки сложилась аллея могил Почётных граждан Самары, включая могилу конструктора ракет Дмитрия Ильича Козлова.

На Городское кладбище с бывшего Всехсвятского (которое было в 1920-е годы закрыто и разрушено) перенесён прах Николая Щорса. Останки Щорса эксгумировали в 1949 году после долгих поисков могилы на территории городского сада и перезахоронили 10 июля 1949 года. Тело Щорса сохранилось практически нетленным, так как перед похоронами его набальзамировали. В 1954 году там был установлен гранитный обелиск (архитектор Алексей Моргун, скульптор Алексей Фролов). Обелиск стал самым большим надгробным памятником на куйбышевских кладбищах. К сожалению, в 1990-2000-е годы обелиск подвергся нашествию вандалов. Так что теперь он лишён некоторых оригинальных деталей.

Среди других именитых людей, захороненных на Городском кладбище – Герой Советского Союза Н.В. Будылин, легендарный участник Парада Победы над фашизмом А.В. Кантария, почетные граждане Г.Л. Ратнер и В.Д. Середавин, Народная артистка СССР Вера Ершова и Заслуженный артист РСФСР Николай Кузьмин, Народный артист В.А. Михайлов, Народная артистка РСФСР Зоя Чекмасова, архитектор Пётр Щербачёв.

Выходим с кладбища снова в мир живых страстей. Автостоянка, идущая от Лунной вдоль кладбища — одна из самых старых в городе, существует как минимум с начала 1970-х. И при этом чуть ли не единственная не-ВДОАМовская. Слева чуть подальше от входа на кладбище в советское время был пункт приёма макулатуры, куда мы регулярно относили аккуратно перевязанные пачки газет и бумаг, а в обмен получали талоны на приобретение остродефицитной беллетристики и прочей художественной литературы в специальных отделах “книгообмен” в книжных города. Потом вместо талончиков можно было прямо на месте купить появившиеся в начале 1990-х детективы. А затем пункта не стало.

На улице Партизанской разместились сразу несколько торговых и офисных центров, часть из которых занимает помещения бывших промышленных предприятий. Если раньше на улице Партизанской располагались рядом два предприятия, то теперь не осталось ни одного. За Городским кладбищем в 1964 году открылся Куйбышевский мебельный комбинат. В архиве почему-то значится перерыв в истории предприятия с 1964 по 1977 год. В 1995-2004 годах завод назывался ЗАО “Волгомебель”. Потом загнулись и остатки комбината. А в его цехах окончательно утвердился торговый дух – торговый центр “МегаМебель”. В 2011 году рядом открылся гипермаркет “Магнит” – первый в Самаре.

А дом №19 был построен специально для Куйбышевской швейной фабрики “Красная Звезда”. Сама фабрика возникла в 1922 году.

Создана в 1922 году путём объединения пошивочных мастерских, которые входили в систему «Губтекстиля», как обмундировальная фабрика № 2 окружного военно-хозяйственного управления Приволжского военного округа. В 1924 году стала называться швейная фабрика № 2 «Красная Звезда» Приволжского военного округа, в 1928 году передана в подчинение управлению швейной промышленности «Упрашвейпром» Самарского губернского СНХ; с 1931 года – Государственного треста швейной промышленности Средневолжского краевого СНХ; с 1935 года – Куйбышевского краевого треста швейной промышленности; с 1936 года – Куйбышевского областного треста швейной промышленности «Облшвейтрест»; с 1939 года – Куйбышевского областного управления лёгкой промышленности; с 1943 года – Куйбышевского городского управления лёгкой промышленности; с 1949 года – Главного управления швейной промышленности Министерства лёгкой промышленности СССР; с 1954 года – Куйбышевского областного управления промтоваров широкого потребления; с 1956 года – Куйбышевского областного управления лёгкой промышленности; с 1958 года – 10-го управления Куйбышевского совнархоза; с 1960 года – управления лёгкой промышленности Куйбышевского совнархоза. 31 августа 1962 года швейная фабрика № 2 объединилась в одно предприятие со швейной фабрикой № 6 с подчинением управлению швейно-трикотажной промышленности Средневолжского совнархоза; с декабря 1965 года – Куйбышевского производственного объединения швейной промышленности; с 16 апреля 1966 года – Куйбышевского швейного треста Министерства лёгкой промышленности РСФСР. С 21 февраля 1972 года по 1 июля 1975 года – Куйбышевская швейная фабрика «Красная Звезда» Куйбышевского швейного треста Министерства лёгкой промышленности РСФСР. 20 мая 1974 года к швейной фабрике «Красная Звезда» присоединена Новокуйбышевская швейная фабрика. Функции: пошив швейных и меховых изделий, с 1922 по 1928 год непосредственно для военного ведомства; с 1928 года – для населения. Приказом Министерства лёгкой промышленности РСФСР № 135 ДСП от 22 мая 1975 года Куйбышевский швейный трест с 1 июля 1975 года упразднён. Вместо него образовано Куйбышевское производственное объединение «Красная Звезда» с подчинением 1-му Российскому швейному производственному объединению Министерства лёгкой промышленности РСФСР (КПШО «Красная Звезда» 1-го Росшвейпрома МЛП РСФСР). // Источник

Кстати, в 1982 году обмеловщице фабрики Тамаре Петровне Малюшиной присвоено почётное звание “Заслуженного рационализатора РСФСР”. В 1989-1991 годах фабрика называлась Куйбышевским производственным швейным объединением, а в 1991-2002 годах – ЗАО Самарской промышленно-торговой швейной фирмой “Красная Звезда”. Затем фабрика не выдержала конкуренции с наплывом китайского и турецкого дешёвого ширпотреба и закрылась. А в построенном на излёте её существования здании теперь торгово-офисный центр “Компас”.

Ещё один офисный центр построен недавно по соседству (№ 86). В нём располагается головной офис компании “Эр-Телеком” в Самаре. Другой офисный центр разместился в большом здании на пересечении Партизанской и Дзержинского (№ 33). Этот центр знаменит тем, что здесь расположилась заметная на самарском рекламном рынке мебельная фирма “Руслан и Людмила”. Здание было долгостроем, проектировалось как централизованный областной аптечный склад. В постсоветское время тут, помимо всего прочего, располагается Центр контроля качества лекарственных средств Самарской области. Ещё одно государственное учреждение — Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области — занимает новое здание № 33Б. Правда, на сайте министерства данный адрес пока не указан.

На пересечении с улицей Авроры (Авроры 63) построен самый молодой здесь офисный центр, который ещё не до конца “заселён”. А последний офисный центр на Партизанской разместился в отремонтированном здании бывшей чулочно-носочной фабрики (№ 246).

Есть на Партизанской учебные заведения. В доме № 60 находится один из учебных корпусов Колледжа сервисных технологий и дизайна. До недавнего времени здесь работал Самарский техникум лёгкой промышленности — одно из крупнейших средне-специальных учебных заведений города. Самарский швейный техникум возник в 1932 году (в 1935 году переименован в Куйбышевский швейный техникум, а современное название получил в 1991 году). Нынешний учебный корпус и общежитие на 360 мест открыты в 1977 году. Летом 2015 года Самарский техникум лёгкой промышленности был присоединён к Самарскому государственному колледжу сервисных технологий и дизайна.

На углу с Дзержинского (Дзержинского 31) находится Самарский техникум индустрии торговли и общественного питания. Его истоки уходят в декабрь 1942 года, когда в городе открылась школа торгово-кулинарного ученичества. В ноябре 1964 года она была реорганизована в профессиональное торговое училище. С сентября 1981 года – Среднее профессионально-техническое училище (с апреля 1986 года – №76). С 2002 года – Торгово-кулинарное училище № 76 (сюда же присоединили профучилище № 77), а с 2005 года – Торгово-кулинарный профессиональный лицей № 76. В 2011 году учебное заведение получило нынешнее наименование — Самарский техникум индустрии торговли и общественного питания. В своё время в торговом училище располагался уникальный, в своё время единственный в РСФСР, музей торговли с отлично подобранной и скомплектованной экспозицией, рассказывающей об истории развитии торговли, в частности, в Самаре.

Partizanskaya Ulitsa 164, Samara

Улица Партизанская 164

По нечётной стороне от Борской до Авроры тянутся гаражи, за которыми в сторону железной дороги уходит частный сектор. На чётной стороне заметны дома № 110 и №128 – одни из первых кирпичных девятиэтажек. Такие есть ещё только на углу Аэродромной и Революционной, и на углу Гагарина и Карбышева.

От Авроры до Промышленности в застройке Партизанской доминируют “хрущёвки” с отдельными советскими и постсоветскими вкраплениями. От Авроры дорога заужена из-за теплотрассы по нечётной стороне. Однако в последние годы и несмотря на теплотрассу ведётся новое жилищное строительство.

Lake at Partizanskaya Ulitsa, Samara

Сквер «Родничок надежды», улица Партизанская, Самара

Последние дома по Партизанской — пятиэтажные хрущёвки №№ 230-242 построены в 1964 году и идут фактически вдоль улицы Промышленности, к которой приписаны находящиеся между дорогой и хрущёвками остатки частного сектора на этой стороне. Ранее дома №№ 240 и 242 были с другими номерами — 218 и 220.

Исторический обзор

В январе 1961 в «Волжской Коммуне» фигурируют улицы Дзержинская и Партизанская, а в декабре 1961 строительная многотиражка по-прежнему кличет их Первым проездом и улицей Троллейбусной. «Фасадами на улицу Троллейбусную возвысятся первые в городе два девятиэтажные дома.» Наверняка, намечалось сделать что-то значительное из тогдашней «Троллейбусной» улицы — нечто по типу улицы Антонова-Овсеенко (Ново-Диагональной).

В «Волжской коммуне» в трёх номерах 1963 года (14, 19 и 21 июля) публиковалась большая статья за подписью тогдашнего Главного архитектора города Куйбышева товарища Н. Подовинникова под названием «Завтра нашего города». Там описывались ближние и дальние планы, многие из которых были исполнены: трамвай от Киевской/Тухачевского по Аэродромной, Промышленности и далее до Коммунаров и моста; Южный мост с облагораживанием отрезка Авроры от Карла Маркса до толевого завода (даю общеизвестные названия, а не термины «5-й Проезд» или «Ново-Сызранская улица»); трамвайная линия от XXII Партсъезда через Дом печати до Оврага подпольщиков. Метро планировалось на период после 1980 года, т. е. уже при коммунизме.

Также товарищ Подовинников описал планы строительства ещё одной городской магистрали, параллельно Аэродромной, но ближе к реке Самаре. Намечался троллейбус, стартующий от кольца тогдашнего 9-го маршрута (поворот Клинической и Авиационной/бывший кинотеатр «Искра») вдоль южной границы Городского кладбища, затем вдоль границы микрорайонов ДОСААФ и Чёрновских садов (т. е. по Партизанской от Дзержинского до Промышленности — больше просто негде) и далее, через железную дорогу с путепроводом около 133 км. (платформа «Киркомбинат») и Мясокомбинат в промзону, т. е. по логике, тропой 9-го автобусного маршрута до угла XXII Партсъезда и Заводского шоссе. Но этим планам не суждено было сбыться.

Partizanskaya Ulitsa under construction, Samara, 31 July 1964

Строительство на улице Партизанской — «Строитель» от 31 июля 1964

Предположу, что на снимке выше изображена чётная сторона улицы Партизанской, между Авророй и «Медтехникой». Магазинный «хрущ» хорош не только тем, что его легко идентифицировать на фоне обычных 80-тиквартирных сородичей — он ещё и указывает на то, что искать его надо вдоль улицы, а не где-нибудь во дворах. Периметр 3-го микрорайона Чёрновских Садов: Авроры — Аэродромная — Промышлености — Партизанская. При этом такое расположение домов (два «хруща» рядом и диагональный «хрущ» вдали) свойственно лишь домам по улице Партизанской 174 (магазин), 170 (следующий) и 164 (диагональка). Девятиэтажки под № 166 ещё нет. Заметим, что солнечная тень на торце от лесов падает так, что однозначно прописывает стороны света — во всяком случае, на противоположном конце микрорайона (нечётная сторона Аэродромной) такая «светотень» была бы нереальна, а на фасадных отрезках Авроры и Промышленности нет ни подобной расстановки домов, ни домов со встроенным первым этажом вообще.

Отрезок Партизанской в районе нынешней остановки 52-го автобуса, где-то посередине между Промышленностью и Авророй, являлся достаточно культурным и заметным пятачком. При Союзе здесь была стоянка то ли обычных такси, то ли маршрутных «РАФиков». По нечётной стороне располагался магазин «Медтехника», а по чётной — почтовое отделение № 76 и сберкасса. Об открытии этой почты сообщалось в номере «Волжской коммуны» за 31.03.65 г. В магазине, что напротив бывшей «Медтехники» (овощи-хлеб-молоко), в молочном была замечательная стена с краниками, из которых все наливали молоко.

Немало домов и учреждений дислоцируется в 150-200 метрах от самой этой улицы, например, средняя школа № 87 (номер дома 208; построена в 1968 году) и детский сад № 320 (номера домов 236 и 236 А; построен в 1967 году, но после распада СССР половину детсада [236 А] отдали мировым судьям). Большинство домов в районе 87-й школы относится к «хрущам» и было построено около 1964-1965 годов, однако есть одна беленькая пятиэтажка по адресу Партизанская, 226, которую строили уже около 1982 года. Фактически это срезанная по пояс девятиэтажка.

Особо можно отметить две девятиэтажки — №№ 110 и 128. Это одни из четырёх подобных домов одного проекта в городе того времени. Самая первая была построена на углу Аэродромной и Революционной недалеко отсюда.

 

Спутниковые снимки от 24 января 1965 года. На первых снимках видим с одной стороны панельки и вторую в городе девятиэтажку (дом 110), относящиеся к 5-му микрорайону ДОСААФ, а с другой стороны — частный сектор, отсутствие тротуара и рельефный спуск в сторону реки Самары. Завод бытовой химии будет возведён в 1984, поэтому тут его нет. Квартал между Тушинской и Авроры будет застроен позже (милицейский дом, кафе «Алёнушка» и т.п.). Сейчас на Авроре, как известно существует карман, параллельный главному ходу (Малая Аврора), а в те времена данное место было заселено.

Можно обнаружить новостройки по нечётной стороне Партизанской. Это дом № 173, выстроенный этажа на три (можно сравнить длину его тени с тенями заселённых домов), расчерченные фундаменты и канавы в закутке между Партизанской — Промышленности — Балаковской (Партизанская 181, Балаковская 24, Балаковская 28). Вообще нечётная сторона улицы в том квартале могла похвастаться лишь одним готовым домом (№ 177). Зачем пятёрку «хрущёвок», расположенную вдоль Промышленности, приписали к Партизанской, осталось неведомым.

Спутниковые снимки от 1 мая 1965 года. Часть курмыша, расположенного между кладбищем, трамваями и будущей Мяги, когда-то застроят мебельной и кожгалантерейной фабриками. Частная застройка сохраняется там по сию пору.

Пятый микрорайон в части Партизанской без перемен, хотя пустырище на месте будущего Дома молодёжи современному глазу непривычно. Аналогичное отсутствие шевеления по сравнению с зимой. Исключения составляют две площадки под будущие детсады, но они относятся к другим улицам и упоминались мной при обзоре Аэродромной. Правда можно обнаружить и квадратик под будущую девятиэтажку на Партизанской, 128.

Дом № 173 как минимум подведён под крышу, а под дома №№ 171 и 175 заложены фундаменты. По чётной стороне улицы видны свободные места, оставленные как заделы для дальнейшего высотного строительства (будущие дома №№ 166 и 190). За отчётный период времени (24.01 — 01.05; это менее ста дней) появилось сразу пять новых «хрущёвок» — Партизанская 181, Балаковская 22, 24, 26, 28 (последнюю достраивают). Хорошие темпы строительства! На первомайских снимках особенно хорошо видно, что проезжая часть на Партизанской отсутствует. (Улицу Промышленности это тоже касается.) Фактически 3-й микрорайон Чёрновских садов лежал тогда в границах Аэродромная — Промышленности — Балаковская — Авроры. Ещё один задел наблюдается для будущей чулочно-носочной фабрики (Партизанская 246).

Спутниковые снимки от 7 июня 1966 года. Судя по снимку, улица Партизанская тогда представляла из себя петляющую грунтовку на отрезке от Дзержинского до Промышленности. Наблюдается выстроенная «высотка» (дом 128). Дом подведён под крышу, но строительный кран ещё не убран. Вполне возможно, что это была четвёртая девятиэтажка города Куйбышева, тем более что её тип совпадает с трёмя предыдущими (Революционная 165, Партизанская 110, Гагарина 109). Проверить на практике статус четвёртой «высотки» не удастся, т.к. снимок 07.06.1966 не охватывает территории всего города (в частности, района Первомайской, где тоже есть девятиэтажки).

Видна застройка по адресу Партизанская 141. Здесь же, но на чётной стороне улицы между Волгина и Авророй наблюдается какое-то сооружение, не сохранившееся до нынешних дней. Оно высотой как минимум в три этажа и длиной метров в 80 по фасаду (т.е. большей длины, нежели стандартная «хрущёвка»). Сей «НЛО», расположенный под углом к Партизанской, ещё лучше виден на первомайской серии снимков.

Далее — продолжение застройки в нижней части нечётной стороны улицы. Дом № 171 оказался «долгостроем» — за тринадцать месяцев его не довели до конца (здесь тоже видна тень от крана), а дом № 169 находится на уровне фундамента. Дом № 173 был известен в округе тем, что там располагалась «Медтехника». Доведён до ума дом № 175, а дом № 18 по Балаковской до ума доводится. Виден готовый дом № 179, от которого в прошлый раз были лишь слабые контуры фундамента. Кроме того, увидели свет две диковинки с номерами 183 и 185. Эти два дома не панельные, а крупноблочные, более свойственные для застройки улицы Гагарина. В микрорайонах Чёрновских садов такой вид домов — раритет.

Спутниковые снимки от 27 мая 1967 года. Завершены дома № 169 и 171, которые вместе с 173 «Медтехникой» образовали «троечку». Позже пространство между ними точечно застроят. За «Медтехникой» перпендикулярно к Партизанской видны дом 173 (А) и фундамент дома 171 (Б). По Балаковской возводятся дома № 14 (из серых шершавых плит — такие же дома потом возведут выше по Балаковской и по Партизанской) и № 16 (общежитие учащихся железнодорожного техникума).

Спутниковые снимки от 20 декабря 1975 года. По Партизанской к тому времени возвели десятиэтажку за Домом молодёжи (дом 116А), заполнили зазоры девятиэтажками (166, 190) и фабрикой (246) на отрезке ниже Авроры, а по нечётной стороне в районе перекрёстка с той же Авророй возвели серые дома с номерами 163, 165, 167.

Исторический обзор подготовлен Евгением Альмяшевым.

Advertisements

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: