Улица Гагарина

Улица Юрия Гагарина — одна из самых известных улиц в современной Самаре. Она протянулась на 5,5 километра от Московского шоссе до улицы XXII Партсъезда. Улица возникла, вероятно, в 1950-е годы как Чёрновское шоссе по имени Чёрновских садов. В апреле 1961 года по улице проехал Юрий Гагарин, и 15 апреля 1961 года решением Куйбышевского Горисполкома Чёрновское шоссе было переименовано в улицу Юрия Гагарина. В народе она известна просто как улица Гагарина. Но часть домов имеют таблички “проспект Гагарина”. Кстати, от Революционной до Энтузиастов параллельно Гагарина идёт улица Чёрновская магистраль.

Памятник "Покорителям космоса", улица Гагарина, Самара

Памятник «Покорителям космоса», улица Гагарина, Самара

Улица Гагарина начинается от Московского шоссе. Сюда можно приехать на метро, выйдя на станции “Московской”. Надо сразу отметить, что улица Гагарина тесно связана с самарским метрополитеном: здесь расположено четыре станции (“Московская”, “Гагаринская”, “Спортивная” и “Советская”), а также здание Управления Самарского метрополитена (на углу с улицей Тухачевского). Так что, почти всю улицу можно как пройти пешком, так и проехать под ней на метро. Но мы пойдём пешком от “Московской”, мимо пятиэтажных “хрущёвок”, повернём у здания Управления метрополитена. Несколько лет назад в жилом доме напротив располагался ресторан “Бухара”, а теперь один из банков.

Кстати, “хрущёвки” – самый распространённый тип жилья на Гагарина, так как подавляющее большинство жилых домов, выходящих на улицу, относится именно к нему. Лишь в районе метро “Советской” есть “сталинки”. Да отдельными точками встречаются жилые дома брежневского и пост-советского периодов. Возле здания Управления метрополитена находится небольшой сквер Первых космонавтов с фонтаном (восстановленным два-три года назад) и мозаичной стелой “Покорителям космоса”. Первоначально стела была рельефной, но в какой-то момент её заделали мозаикой на абстрактную космическую тему.

Во дворах на чётной стороне в начале улицы расположено ранее секретное предприятие. Но все горожане и гости города могли его увидеть – на его территории до сих пор высится радиомачта. Это один из комплексов филиала ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” “Самарский ОРТПЦ”. Ранее — “Центр радиовещания и радиосвязи №3”. Ещё ранее — ОРТ ПЦ 7, то есть передающий цех №7. Я всю жизнь знал башню как “Маяк”. Но, думаю, с одноименной радиостанцией она имела мало общего. Мачта построена в 1955 году и в советские годы являлась “глушилкой”, то есть, её оборудование препятствовало приёму программ зарубежных радиостанций.

Высота мачты – 125 метров. В 1990-х её было начали разбирать. Так мне казалось – убрали три “рога”, которые создавали неповторимый образ башни. Но дальше разбор не пошёл и вскоре мачта оказалась облеплена антеннами сотовой связи и радиовещания. Сейчас здесь находится резервное оборудование, способное осуществлять теле- и радиовещание в случае выхода из строя центральной станции на Советской Армии. Кроме того, отсюда осуществляется вещание радиостанций холдинга ВГТРК, радио “Губерния”, “Дорожного радио”, “Рекорд”, “Мегаполис”. Сейчас на территории предприятия ведутся какие-то строительные работы. По всей видимости, они связаны с модернизацией центра, который должен заменить снесённый из-за строительства футбольного стадиона Радиоцентр №3.

В начале улицы расположен комплекс Самарского государственного медицинского университета. Здание учебного корпуса университета (построено в 1968-1970 годах) с двух сторон фланкировано высотками типовых общежитий. Рядом же находятся и Клиники СамГМУ, хоть и не по самой улице Гагарина. Комплекс был построен в 1930-1935 годах по проекту архитекторов Н.В. Гофман-Пылаева, Д.Н. Чечулина и Артамонова. Из других медицинских заведений на улице можно отметить Городскую поликлинику №13 (дом 61А) и подстанцию скорой медицинской помощи №3 (дом 73).

Строительство учебного корпуса медицинского института - "Волжская коммуна" от 26 апреля 1969

Строительство учебного корпуса медицинского института — «Волжская коммуна» от 26 апреля 1969

Самарский государственный медицинский университет, улица Гагарина 18, Самара

Самарский государственный медицинский университет, улица Гагарина 18, Самара

Следующей общественной площадкой выступает район станции метро “Гагаринской”. Здесь стоит массивное здание профессионального училища №11. Один из входов на станцию (ныне закрыт и служит только как подземный переход) в начале 2000-х был надстроен торговым центром. Тут же расположен популярный в округе рынок, который тянется от улицы Мяги. Кстати, на углу Гагарина и Мяги находится здание “Самарских городских электросетей”.

Между улицами Революционной и Авроры наше внимание привлекает большая открытая площадка на чётной стороне. Здесь стоит бывший ресторан “Океан” (ныне “Русская охота”). В перестроечное время “Океан” был одним из самых дорогих ресторанов города, хотя его советский предшественник “Руслан” считался достаточно демократичным. (О том, как сносили частное жильё и строили ресторан.) Правда, по некоторым сведениям, здание первоначально строилось под баню. Но затем его переоборудовали под ресторан. Это был чуть ли не единственный ресторан в городе, организованный по всем (тогда ещё советским и довольно строгим) нормам. Там было даже отсутствие пересечения путей выноса новых блюд и сбора использованной посуды.

За ним по улице Артёмовской стоит пара зданий до-хрущёвской эры. Напротив – сквер перед пятиэтажкой, в которой располагается поликлиника. А в бывшем детском садике (дом 66А) находится паспортно-визовая служба, известная многим горожанам, которые приходят сюда получать заграничный паспорт или разрешать миграционные вопросы.

Ещё один общественный центр находится на пересечении Гагарина и Энтузиастов. С одной стороны – бывший филиал ЦУМа “Самара” (построен в 1967-1970), который теперь стал торговым центром с отдельными магазинами. С другой до недавнего времени находилось здание кинотеатра “Весна”. Сам кинотеатр давно закрыт. Вместо него частные собственники хотели построить очередной торговый центр. От кинотеатра оставался фасад. Но примерно в 2011 году фасад снесли. Недавно работы ускорились и теперь здание достроено. На нём пока лишь две вывески — одна банковская, а вторая “Весна”, стилизованная под старую с кинотеатра. Говорят, что здание ныне находится в муниципальной собственности.

Здесь можно спуститься под землю и пройти на станцию метро “Спортивную”. Станция названа так из-за того, что на некотором удалении отсюда в советские годы планировалось построить стадион. Но планы не осуществились. И о спорте напоминают только название станции метро и мраморные картины на спортивную тематику на стенах станции.

А ещё на пересечении с улицей Энтузиастов ранее находилось трамвайное кольцо, которое потом переделали с присоединением трамвайной линии по Энтузиастов до Аэродромной. Когда по Гагарина сняли пути, трамваи шли по Тухачевского и Гагарина до кольца, там разворачивались и шли назад, но уже по Гагарина к нынешнему метро «Московская» и далее по Пролетарской, Киевской, Чернореченской.

Другое трамвайное кольцо было в начале Гагарина, почти напротив медуниверситета. Теперь на месте того кольца стоят здания “Сбербанка” и жилого дома. Зато сохранилось здание диспетчерской. Оно было несколько расширено и отремонтировано. Теперь в бывшей диспетчерской популярный продовольственный магазин.

Трамвайное кольцо на улице Гагарина, снимки мая 1965 и мая 1966 годов - "Волжская коммуна" от 17 мая 1966.

Трамвайное кольцо на улице Гагарина, снимки мая 1965 и мая 1966 годов — «Волжская коммуна» от 17 мая 1966.

Да, в советские годы (с 1941 по 1987) по улице Гагарина на всём её протяжении ходили трамваи. Но в связи со строительством метро трамвайные линии были поэтапно сняты. Теперь трамвай ходит только на участке от Промышленности до XXII Партсъезда. Но это уже совсем другая линия.

В типовой кирпичной девятиэтажке (1960-е)  на углу с улицей Карбышева раньше был магазин радиотоваров (хотя первоначально планировался магазин подарков). Потом тут был банк, затем какой-то магазин, а теперь снова банк (и даже снова с иностранным участием). Радиотовары теперь никому не нужны. Кстати, такие же девятиэтажки стоят на Партизанской (два дома) и углу Аэродромной и Революционной. В последней раньше был магазин грампластинок. Грампластинки теперь тоже никому не нужны, хотя постепенно возвращаются в моду в определённых кругах.

Во дворах ниже по улице спряталось здание, где расположилось муниципальное предприятие “Самаралифт”. Но, как мне показалось, в пятиэтажке лифтов нет. Рядом в обычной хрущёвке несколько лет назад сделали кафе “Космос”. Кафе больше нет, но остался оригинальный вход, выполненный в футуристичном дизайне. Это один из редких примеров удачного дизайна в Самаре. К сожалению, современная вывеска магазина не вяжется с ним.

На углу Гагарина и Советской Армии стоит примечательное трёхэтажное здание постройки 1950-х годов, в котором сейчас размещаются службы прокуратуры Советского района. В 1990-е в здании квартировалось охранное агентство и оружейный магазин, связанные с известным в Самаре национал-политическим деятелем Олегом Киттером. До этого в здании располагались Советский Райком ВЛКСМ и Райком КПСС.

От улицы Советской Армии по левую сторону до улицы Запорожской тянется парк “Дружба”, созданный где-то на рубеже 1950-1960-х годов. В парке работал кинотеатр “Дружба”. Когда кинотеатры стали закрывать, его место занял магазин, ресторан и ночной клуб. В конце 1970-х в парке было всего три аттракциона — качели («лодочки»), «Ветерок» да карусель с «педальными» конями. Ещё там устраивали кросс для школ Советского района.

Напротив парка разбит сквер Маяковского, за которым начинается посёлок Машстрой. В центре сквера стоит памятник поэту, восстановленный в 2014 году. Сквер очень милый. Парк же сегодня превращён в сочетание церковного подворья, недействующих американских горок и ночного клуба. Тут же так и не открытый второй вход на станцию метро “Советскую”. Он, кстати, оборудован эскалатором. Но ради экономии пассажиров запускают только по лестничному входу со стороны улицы Запорожской.

На углу Гагарина и проезда Девятого Мая в красивой сталинке (коренными жителями называвшейся «Стоквартирный дом») находится магазин музыкальных инструментов “Соната”. Сейчас он перенесён в корпус по проезду, а раньше выходил на угол и занимал два этажа. К сожалению, старую вывеску не так давно заменили на обычную современную. Но фотографии хранят память о былом.

В небольшом домике № 155А рядом со сквером Маяковского, где сейчас аптека, раньше было кафе “Ивушка”. В следующем за ним доме № 155, был книжный магазин, а в доме № 157 кафе “Лира”. Ещё один книжный магазин был в доме №98 выше по улице. В подвале того дома и некоторых близлежащих домов располагались книжные склады, куда книги привозили на специальных синих автобусах, разрисованных видом на Куйбышев с Волги.

Улица Гагарина 155 - "Волжская коммуна" от 2 июля 1961.

Улица Гагарина 155 — «Волжская коммуна» от 2 июля 1961.

От Запорожской до Победы смешались сталинские и хрущёвские постройки. Нечётная “сталинская” сторона особенно парадна. В первую очередь обращает на себя внимание своей башенкой дом 155. Но чуть дальше улица Гагарина словно теряется в сквере, а налево уходит улица Победы. В сквере стоит памятник покорителям космоса – три фигуры вокруг ракеты. С другой стороны сквера располагался известный магазин “Школьник”. Сюда за школьными принадлежностями и формой приезжали со всего города. Теперь другие времена и в “Школьнике” торгуют автомобильными запчастями и красками. Кстати, обратите внимание на то, что на крыше кирпичной высотки установлена деревянная пергола как на “Шанхае” на Молодогвардейской. Интересно, здесь тоже первоначально планировали устроить прогулочную террасу или это всего лишь элемент дизайна?

Ну, а улица Гагарина идёт дальше и затем делает небольшой поворот налево. В доме 175 до недавнего времени были расположены различные организации, в том числе “Самараавтотех”, “Автодормаш”, “Самараавтозапчасть” и другие, преимущественно связанные с автомобилями. Теперь тут торговый дом колбасной “Фабрики качества”. Где-то здесь должно находиться убежище. По крайней мере об этом сообщает табличка. Ну, а напротив за стеной раскинулись троллейбусное депо №2 и Кировское трамвайное депо.

Улица Гагарина заканчивается у кольца на пересечении с улицей XXII Партсъезда. Здесь, в скверике стоит памятник шофёрам, погибшим в Великой Отечественной войне. Памятник открыт 15 мая 1985 года и представляет собой настоящий грузовик ЗИС-5, установленный на постаменте.

Памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Самара

Памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Самара

Исторический обзор

В 1910-1930 годах в начале нынешней улицы Гагарина по чётной стороне располагалось кладбище Мещанского (Железнодорожного) посёлка. Многие ошибочно указывают, что оно находилось на нечётной стороне Гагарина, но это не так. Скорее, на месте кладбища теперь стоит радиоцентр и, возможно, часть территории клиник медицинского университета, на месте большей части которых в те годы располагался ипподром (1913 — 1921). Кроме того, предполагаю, что наиболее старая часть кладбища располагалась вообще в районе нынешних улиц Тухачевского, Магнитогорской, Аксаковской и даже далее до Киевской/Пролетарской.

По многочисленным свидетельствам, кладбище существенно разрослось в начале 1920-х годов в связи с ростом населения города и голодом в регионе. По сведениям купца и краеведа К. П. Головкина «старый бег» на Семейкинском шоссе был ликвидирован в 1921 году и на его территории начали хоронить бродяг и умерших от голода. На этом кладбище, по легенде, в 1935 году был захоронен Евгений Зубчанинов (основатель посёлка Зубчаниновка), что либо свидетельствует о том, что часть кладбища, вероятно в те годы ещё функционировала, хотя, возможно, это были остатки в другую сторону от больницы, либо это просто легенда. Саму больницу построили в 1930-1935 годах.

Дорогу на месте нынешней Гагарина начали приводить в современное состояние где-то накануне войны или даже в 1941 году, когда приступили к асфальтированию и прокладке трамвайной линии. Чёрновское шоссе было основной магистралью, которая связывала старую Самару с рабочей Безымянкой, а на трамвай ложилась значительная нагрузка в плане подвоза рабочих к заводам. В рассказе про военную эпоху и маршрут трамвая № 3 писалось, что под уклон тогдашнего Чёрновского шоссе трамваи шли в глубокой выемке глубиной до 5,5 метра. В одну из военных зим линию занесло снегом доверху, люди шли пешком прямо поверху, по занесённым снегом нескольким трамвайным вагонам, а на откапывание трамвая ушла неделя. Трамвайная линия заканчивалась петлёй на месте пересечения Победы и Кировского шоссе.

Начали застройку современной улицы в 1957 г. с угла Московского шоссе и будущего проспекта Гагарина, где сейчас метро “Московская”. Это был 511 квартал и здесь построили первый кирпичный 5-ти этажный дом серии 1- 447 на 80 квартир. Строило СМУ-3, треста 11. До этого в этом месте были бараки. // Источник

Примерно к тем годам (по некоторым данным — 1955) относится и возведение мачты радиоцентра.

После строительства основной части нового жилья и благоустройства улицы она приобрела вид проспекта с широкой “колеёй” автодороги, разделённой широким газоном с трамвайной линией. Новые столбы освещения, молодые деревья и отсутствие рекламы радуют глаз, рассматривающий проспект на старых фотографиях. Не понятно, по какой причине проспект сделали улицей, хотя она была шире и параднее того же проспекта Кирова.

12 апреля 1964 года в честь Дня космонавтики газета «Волжский комсомолец» дала статистический снимок славной улицы Гагарина. На тот момент времени магистраль располагала 103 пятиэтажными домами, многие из которых имели магазины на первых этажах. Перечень магазинов: хлебные — 5, молочные — 6, продовольственные — 4, гастрономы — 3, овощные — 2, магазины полуфабрикатов/кулинарии — 5. Пункты питания: столовые — 3, кафе — 2, домовые кухни — 2, молочная кухня — 1. Детсадов десять. В части моды — 4 ателье. На правах духовной пищи — кинотеатры «Дружба» и новейшая «Весна». В части медицины — поликлиника взрослая, поликлиника стоматологическая, детская и женская консультации, аптека.

Пустырь перед домами №№ 111, 113, 117, 121 (это чуть ниже Карбышева) планировали под размещение двух магазинов: «Детского мира» и «Культтоваров». Время внесёт свои коррективы, когда там вместо этого появятся аккуратные высоточки. Скорее всего, отказ от «магазинизации» был вызван постройкой филиала ЦУМ «Самара» возле Энтузиастов.

К новому учебному году в сентябре 1966 года открылась средняя школа № 116, ставшая копией школы № 76 по улице Мориса Тореза.

Открытие школы 116 - "Волжская коммуна" от 2 сентября 1966.

Открытие школы 116 — «Волжская коммуна» от 2 сентября 1966.

Строящиеся девятиэтажки №№ 29 (ближняя) и 33 (дальняя). Визуально между ними деликатничают три товарища «хруща» — слева направо №№ 29, 27, 25 (все трое — с нумерацией по улице Мяги). Над нашей головой видны не только провода основного трамвайного хода по Гагарина, но и провод с кольца.

Строительство по улице Гагарина на пересечении с улицей Мяги - "Волжская коммуна" от 1 сентября 1966.

Строительство по улице Гагарина на пересечении с улицей Мяги — «Волжская коммуна» от 1 сентября 1966.

Посмотрим на другие фотографии начального отрезка Гагарина.

А это уже район кинотеатра «Весна».

А теперь посмотрим на улицу Гагарина со спутника.

Снимки 24 января 1965 года. На первом снимке хорошо видно, как шли рельсы трамвая и железной дороги через кольцо нынешней станции метро «Московская». Нынешнее Московское шоссе на отрезке от Гагарина до Масленникова прямое.

В районе трамвайного кольца у Клинических больниц жилая застройка особо не наблюдается. Интересная особенность тех лет на Гагарина — что возле Клинических, что ниже (около кинотеатра «Весна») движение транспорта из города на Безымянку спланировано таким образом, чтобы машины объезжали трамвайные кольца с правой стороны. Границами снимка выбрано пересечение обозреваемой улицы с нынешней Митирёва.

Хорошо видна разворотная петля для трамваев, которая в те годы была приписана к улице Уссурийской. Эта улица есть и на современных картах, в сторону «Ашана» (между Энтузиастов и Булкина). Петля отличается от кольца тем, что заход на неё возможен только с одной стороны движения (в данном случае при следовании трамваев со стороны Авроры; аналоги современных петель можно встретить на Елизарова и на Кабельной). «Высотке» на углу Гагарина и Карбышева на момент съёмок не было ещё и полгода от роду — это третий девятиэтажный дом города Куйбышева. Практически то же самое касается и «Весны».

Как известно, трамвай был пущен на последнем отрезке Гагарина за два с половиной месяца до фотосессии. Въезд-выезд с Гагарина в депо располагался метрах в 150 от кольца с XXII партсъезда, в отличие от нынешнего 1-го Безымянного переулка.

Снимки от 1 мая 1965 года. Налицо строящиеся дома (или фундаменты) в изрядном количестве: Гагарина, 17, 27, 35, 37, 41, Мяги, 26, 28, а, пожалуй, ещё и 27 с 29. Далее — четыре новостройки (Гагарина, 45, 47, Революционная, 125, 129) и два фундамента (Гагарина, 49, Революционная, 127). В районе Гагарина — 1-го Безымянного некоторых домов ещё нет (126, 128).

Интересна достаточно широкая полоса за спиной кинотеатра «Весна». Возможно, этот отрезок готовили то ли под бульвар к будущему стадиону, то ли просто под теплотрассу.

Снимки 7 июня 1966 года. На первом снимке целый ворох новых имён, начиная с девятиэтажки по Гагарина, 11 (далее 13, 15, 17, 23, 25, 27, строящиеся 29 и 33). К лету 1966 года появились дома на чётной стороне Гагарина (24, 26, 28). При этом дом № 26 является блочным, что для 1965-1966 редкостно.

Наблюдая из сессии в сессию частный сектор, который в изобилии населяет места севернее Гагарина (до Мориса Тореза) и южнее Гагарина (к Дыбенко и далее) по сию пору, задаёшься вопросом — почему его не извели тогда, в шестидесятые? В прессе тех лет писали, что северо-восток города был заманчив для застройки по той причине, что та площадка была свободна от жилья. Иными словами, для возведения новых квадратных метров не надо было сносить старые. В принципе это так — пространство между Карла Маркса (ж/д веткой), XXII Партсъезда, Фадеева и Ново-Вокзальной было обжито разве что военными. Что мешало сначала застроить окрестности Гагарина, а уж потом (году в 1969) перейти на строительные площадки северо-востока (6, 9, 7 мкр.)? Последние потребовали протяжки энергетических и транспортных коммуникаций, включая трамвай по Ново-Вокзальной и троллейбус по Стара-Загоре. Осваивать пространство в радиусе нескольких сот метров от «Весны» было бы куда легче. Кроме того, от Центральной отопительной котельной на Блюхера ближе тянуть теплотрассу по Карбышева к той же Гагарина нежели в глубину 9-го мкр. (тем более — за Ново-Вокзальную, в 7-й мкр.).

Снимки 27 мая 1967 года. Наблюдается строительство филиала «Самара».

Исторический обзор подготовлен с участием Евгения Альмяшева.

Реклама

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: