Проезд 9 мая

Проезд 9 мая в Самаре — небольшая улица между улицами Промышленности и Юрия Гагарина протяжённостью всего около 550 метров, если не считать отрезка от улицы Промышленности до управления завода «Металлист», в котором по самому проезду 9 мая сегодня не числится ни одного дома (нумерация начинается от улицы Промышленности с номера 3). Хотя здесь и проходит один из загруженных автобусных маршрутов, проезд 9 мая — камерный, упрятанный в глубине обширного квартала между Советской Армии, Гагарина и Промышленности. В этом уголке сохранилась практически вся историческая застройка, представляющая большой интерес.

Проезд 9 мая, Самара

Проезд 9 мая, Самара

Проезд 9 мая появился, вероятно, одновременно с застройкой Машстроя — посёлка при машиностроительном заводе № 525. Завод начали строить в городе Артёмовске в марте 1941 года, но из-за войны его пришлось эвакуировать в четырёх железнодорожных эшелонах в Куйбышев. (Кстати, видимо поэтому в Куйбышеве потом появится улица Артёмовская — между Революционной и Ивана Булкина.) С 10 июля 1941 года ведёт свою куйбышевскую историю и предприятие и посёлок — в этот день артёмовские специалисты прибыли в наш город. Та часть посёлка, где сейчас стоит клуб «Заря», называлась Нижним посёлком (Верхним посёлком Машстроя считался район между Гагарина и Дыбенко по Советской Армии). В этой округе поставили палатки, а потом построили бараки одновременно со строительством завода, который стал выпускать военную технику.

Сюда же стали прибывать эвакуированные предприятия Тулы, Венюкова, Коврова и Москвы, влившиеся в новый куйбышевский завод. Кстати, на этом месте уже были фундаменты под цеха машиностроительного завода, проектируемого до войны, но эти фундаменты пришлось переделывать под новый завод. Рабочих размещали в землянках, временных бараках и в палаточном городке на месте будущего парка «Дружба». В декабре 1941 года завод № 525 выпустил первую партию пулемётов «ДШК». На основе «ДШК» разработали морские турельные и тумбовые установки для малых кораблей. Также выпускали легендарные авиапулемёты «ШКАС» (Шпитальный – Комарицкий авиационный скорострельный), разработанные ещё Тульским оружейным заводом. Затем делали и модернизированную модель — ШКАСМ. Их устанавливали на штурмовики ИЛ-2. С 1960 по 1992 производились зенитные установки ЗУ-23. В 1959 году на предприятии было начато создание производства камер сгорания для жидкостных ракетных двигателей. А с 1965 года в структуре предприятия появилось производство узлов авиационных двигателей.

К началу 1942 года запустили теплосиловой и кузнечный цеха. Значительную часть трудового коллектива составляла молодёжь и подростки 14-15 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года завод был награждён орденом Ленина. За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в период Великой Отечественной войны, заводу оставлено на вечное хранение переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Позднее завод получил название «Металлист». Это был один из флагманов куйбышевского машиностроения, во-многом связанный и после войны с оборонно-промышленным комплексом. Здесь производились и производятся комплектующие для авиационной и ракетно-космической промышленности, газового хозяйства.

3 декабря 1992 года государственное предприятие «Самарское машиностроительное производственное объединение «Металлист» преобразовано в открытое акционерное общество «Металлист-Самара». Ныне — это акционерное общество «Металлист-Самара». 25,66% акций «Металлист-Самара» принадлежат АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», дочерней компании Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром», входящей в Государственную Корпорацию «Ростех».

Со времён перестройки «Металлист», который тогда переживал не лучшие времена, стал известен и среди потребителей колбасы — здесь развернулось производство под маркой «Золушка-Металлист» (теперь изделия продаются под торговой маркой «Тримяс»). Проект будущего производства был создан специалистами немецкой фирмы по проектированию мясокомбинатов в 1990 году. В том же году началось строительство комбината, которое было завершено в 1993 году.

Дома в проезде 9 мая можно условно поделить на три группы — небольшие двухэтажные домики, два трёхэтажных и один двухэтажный, обрамляющие площадь в излучине проезда 9 мая и переулка Карякина и один современный дом. Первая группа условно делится на два участка, каждый со своими типовыми проектами — четыре жёлтых домика (№№ 3-6) в начале улицы, и четыре зелёно-белых дома по нечётной стороне (№№ 9-13 и №1 по Планерному переулку).

Центром проезда является площадь, образованная соединением проезда 9 мая и переулка Карякина. В народе она так и называлась — «Площадь». Дома под №№ 7 и 8 — трёхэтажные здания из трёх секций. Дом № 10 — двухэтажное здание заводского молодёжного общежития № 3 с парадным входом в виде высокого портика с колоннами и фризом, а также вестибюлем. Правда, состояние этого портика хуже, чем у любого другого дома в проезде.

Проезд 9 мая 10, Самара

Проезд 9 мая 10, Самара

Не совсем понятно, работает ли там до сих пор ателье. Портик отлично виден и от заводоуправления и когда едешь по Промышленности. Вообще, меня всегда привлекала эта площадь — это просто жемчужина данной части города.

Ещё одной жемчужиной является клуб «Заря» (ныне дом культуры). Клуб завода «Металлист» «Заря» долгое время был запущен, но недавно прошли работы по ремонту здания, которое сейчас можно наблюдать во всей красе.

Клуб «Заря» построили силами работников завода № 525 с участием немецких военнопленных в 1943 году. Пленные работали и на других окрестных стройках. В 1954 году здание клуба реконструировали. С 1996 года дом культуры находится в муниципальной собственности.

Заканчивается проезд 9 мая домом № 18, в котором располагается знаменитый магазин музыкальных инструментов «Соната». Его часть по Гагарина (№ 153) построено в 1952 году. Сам дом выходит и на улицу Гагарина. А напротив находится обновлённый недавно сквер имени Маяковского с восстановленным памятником поэту. В путеводителе по Куйбышеву за 1962 год указано ателье по пошиву одежды по адресу проезд 9 мая 18.

В подготовке материала использованы следующие источники:

  • История завода «Металлист» // Ссылка
  • На славной Безымянке // Ссылка
Реклама

3 комментария

  1. Красная площадь — те кто постарше называли

  2. Собственно говоря, вот строительство «стоквартирного» дома № 18 по проезду (фото ориентировочно 1952 года), а вот внешний вид проезда в мае 1961 года.

    https://postimg.org/image/jmmd2zqll/

    https://postimg.org/image/lfcgicwnh/

    1. Проезд выглядит широким и «победным».

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: