Путешествие из Самары в Икею

Самарский интернет возопил от пробочной боли по пути из города в мекку любителей скандинавского интерьерного стиля и шведских фрикаделек. Пытливые умы предложили альтернативу стоянию в душных автобусах в виде резвой электрички. Самарский обыватель решил вернуться в детство и проехать через «Школьную» и «Речную» до «Ягодной», от которой до шопинг-рая рукой подать.

Билет от станции Самара до станции Ягодная

Билет от станции Самара до станции Ягодная

Ещё в начале реконструкции Московского шоссе порой проезд в торговый центр «Мега» на выезде из Самары был затруднителен по причине вечных пробок и сужения дорожного полотна в некоторых точках. С началом лета количество таких точек увеличилось. В самарском сегменте интернета поднялся вой о невозможности добраться в любимый торговый центр или окрестные районы в короткие сроки. Кто-то ехал полтора часа, кто-то стоял все три.

Тут в некоторых местных онлайн-СМИ предложили альтернативу в виде электрички. Одна из станций Куйбышевской железной дороги расположена рядом с Крутыми Ключами (Кошелев-проектом), на другом конце которых как раз и высится «Мега». Журналисты уверяли, что путешествие по железной дороге дёшево, быстро и вполне комфортно. Такую возможность для небольшого расследования и просто приятной поездки по новому пути упускать было решительно нельзя.

Забегая вперёд, отмечу, что для полноты эксперимента следовало бы съездить в «Мегу» на электричке и на автобусе в будний день и выходной для более точного сравнения. Будем считать, что я дарю эту идею местным СМИ. Сам же ограничился воскресной поездкой на электричке туда с возвращением обратно на маршрутке. Результаты эксперимента оказались несколько неожиданными.

Итак, утро воскресенья. До вокзала шли пешком. Во-первых, тратить лишние 23 рубля на поездку до главной железнодорожной станции города не хотелось. Во-вторых, почему бы не прогуляться по городу вместо мэра и чиновников, чтобы в очередной раз осмотреть окрестности. Путь от метро «Гагаринской» занимает минут сорок — это примерно 3,9 км. Лёгкий ветерок и некоторое количество тучек на небе позволили сохранить бодрый темп и не упариться. Город в это время относительно безлюден, хотя время шло к обеду. Кстати, можно было дойти до станции «Речной», сэкономив 400 метров (расстояние примерно — 3,5 км).

Стоимость проезда до станции «Ягодной» составляет 19 рублей 80 копеек, что на 3 рубля 20 копеек меньше, чем проезд на общественном транспорте. Но экономия будет только у тех, кто живёт недалеко от железной дороги или может себе позволить пройти пешком. В противном случае сэкономить не получится. Льготный билет обойдётся в 9 рублей 90 копеек, а детский — в 5 рублей. Кстати, на сайте «Меги» рекомендуется ехать до следующей платформы — 176-й километр. Но билет туда обойдётся уже в 35 рублей 40 копеек, а идти до торгового центра даже немного дальше, чем от «Ягодной».

Тем, кто соберётся ездить на электричке, стоит помнить две вещи. Во-первых, электричек всего несколько в сутки, поэтому график поездки должен быть довольно жёстким и не всегда удобным. Во-вторых, время в расписании на станциях указывается московское. Не забудьте прибавить один час. «Яндекс» на своём сайте про электрички даёт уже местное время. Не запутайтесь. Вот расписание (время местное; самые ранние утренние рейсы в сторону города не включены).

Расписание от станции Самара до станции «Ягодная»  Расписание от станции «Ягодная» до станции Самара
7:03 — 7:50 (ср, пт, сб, вс)

8:40 — 9:29 (ежедневно)

12:20 — 13:07 (ежедневно)

17:07 — 17:54 (ежедневно)

18:36 — 19:23 (ежедневно)

19:46 — 20:18 (ежедневно)

9:19 — 9:54 (ежедневно; 15-20 июня 9:06 — 9:55)

13:10 — 13:57 (ср, пт, сб, вс; 15, 17-19 июня 13:01 — 13:57)

16:10 — 16:57 (ежедневно)

19:25 — 19:55 (до «Стахановской», ежедневно; 14-19 июня 19:15 — 19:55)

20:31 — 21:18 (ежедневно; 14-19 июня 20:21 — 21:18)

Билет покупается в пригородной кассе рядом со входом в тоннель. Но в вагоне после отправления ходит кондуктор, который может обилетить. Главное препятствие на пути к электричке — выход из тоннеля на платформу. С каждой стороны расположено по четыре турникета, но они не разделены на «вход» и «выход». Если только что приехала какая-то электричка, то вся толпа занимает все турникеты на спуск. Никто не стоит и не регулирует процесс. Чтобы выйти на платформу, придётся либо ждать (если есть время и терпение), либо просить кого-то подождать и дать вам выйти — билетик подставляется к сканеру турникета, и ворота открываются. Билетик, кстати, действителен до конца тех календарных суток, в которые куплен (плюс час следующих календарных суток).

Вход в туннель с пригородной платформы на станции Самара

Вход в туннель с пригородной платформы на станции Самара

И вот мы на платформе. Солнечный день с разукрашенным облачками небом — лучшая декорация для самарского железнодорожного вокзала. На передних путях стоят поезда дальнего следования. Средние пути свободны. Только туда-сюда снуёт маневровый тепловоз в ожидании клиентов, которых надо куда-то подтолкнуть или направить. Тёмная зелень стеклянного корпуса вокзала и надпутевого зала ожидания играет всеми глубинами своих оттенков на почти полуденном солнце. Хотя не мешало бы смыть грязные потёки, демонстрирующие активную трудовую деятельность железной дороги на станции Самара.

Стоявшая в стороне электричка тронулась и подкатила к платформе. Наша. Машинист решил протянуть подальше, поэтому пришлось немного пробежаться, чтобы успеть занять место у окна. Единственная трудность — заранее решить, какой вид предпочтительнее. Можно сесть справа и обозревать Запанской, остатки разлива Самары и промышленные пейзажи Безымянки. А можно сесть слева и посмотреть на железнодорожное депо, птичий рынок и всё те же промышленные пейзажи, выглядывающие из-за кустов. Сели слева.

Поехали. Последний раз на электричке (не считая межобластной) я ездил в школьные годы. В далёком детстве отец несколько раз брал покататься (однажды, кстати, пешком пробирались через густую сеть домов, ангаров и заборов до той самой «Речной»). Потом в средней школе пару лет ездили сажать картошку на участке, выделенном за Георгиевкой кинельского направления. Воскресное путешествие было наполнено ностальгией и интересом к тому, что уже было основательно подзабыто. Как выглядит изнанка города со стороны железной дороги, как это — ехать на электричке через промышленные районы в пригород, как заполняется дачниками вагон?

Самарское подбрюшье выглядит не так плохо, как могут подумать те, кто читает блог Игоря Кондратьева. Конечно, из окна проносящейся мимо электрички многого не увидишь, но ощущения какой-то заброшенности или безысходности вовсе не возникает. Полоса железнодорожных путей отделена от остальной жизни синим забором с белой полосой. Местами забор прерывается на параллельные железке проезды вдоль домиков и участков.

Тут трудно понять, какие участки с домиками дачные, а какие являются обычным частным жильём в окраинных посёлках Самары. Забавно, что довольно много пассажиров село на вокзале и вышло на следующей «Школьной». Неужели электричка — единственный способ сюда добраться? Ведь это не такая уж отдалённая часть Запанского, куда ходит два городских автобуса (они доходят и до следующей «Речной»). Но кому-то нужна и «Школьная». Здесь же расположено и железнодорожное депо, а также депо пассажирской компании, где отстаиваются между рейсами новые двухэтажные вагоны, сообщающие проезжающим о том, что РЖД поддерживает год российского кино.

«Речная» — это выход к складским курмышам под названием «посёлок Речной» за Городским кладбищем, с одной стороны, и к отдалённым окраинам Запанского вместе с рекой Самарой, с другой. До следующей — «Толевой» — электричка мчит вдоль частной застройки, поднимающейся в гору до Партизанской. Это район многочисленных Карьерных переулков посёлка «6-й тупик». До середины прошлого века тут и, правда, были карьеры. Они ещё видны на спутниковых снимках 1960-х годов. А теперь на месте карьеров дома. И если небольшие домики ещё могут стоять относительно спокойно, то новостройки в два этажа с мансардой своей кирпичной кладкой грозят сначала треснуть, а потом и провалиться в очередную, якобы, неизвестного происхождения яму. Такие провалы знакомы обитателям нижней Авроры, которая маячит на невидимом горизонте своим мостом над путями. Сидящие справа в это время могут смотреть на посёлок Толевый, реку и засамарские новостройки, высящиеся за прибрежной зеленью. После Толевой пути железной дороги и реки разойдутся в разные стороны, хотя и продолжат относительно стремиться в одном направлении.

Тем, кто живёт в районе конца Аэродромной и в окрестностях Измайловского переулка, можно садиться на электричку на платформе «Киркомбинат» (только учтите, что некоторые электрички — экспрессы и не останавливаются на каждой станции). Слева среди частной застройки посёлка Чуваши высятся многоэтажки, с которых, наверное, открывается замечательный вид на реку. Впрочем, перед тем, как добраться до реки, взгляд непременно упрётся в многочисленные складские и промышленные ангары, а также в территорию одной из колоний, которые раскинулись между железной дорогой и рекой.

Понятно, что полоса отчуждения железной дороги не способствует развитию общественных пространств или обдумыванию видовых моментов. Обилие зелени в этой части города помогает снижать экологические последствия насыщенности промышленными и складскими территориями с повышенным потоком грузовых машин. И всё же каждый путешествующий по железной дороге хочет видеть из окна не только заросли и склады, когда поезд проезжает через города, но и какие-то интересные объекты. Возможно ли местами слегка «облагородить» Самару со стороны железной дороги? Хотя бы сделать нормальное твёрдое покрытие улиц и дорог, устроить тротуары и цветники, обновить заборы и столбы, задействовать потенциал граффитчиков, придумать арт-объекты. Мне кажется, что жители посёлков вдоль железки не должны чувствовать себя оторванными от единого городского пространства, а проезжающие через Самару могли бы наблюдать больше, чем сейчас.

Путь до платформы станции «Стахановской» втиснут между заводом «Металлист» и заводом аэродромного оборудования. Сами заводы как-то притаились за вроде бы узкой полоской зелени — даже и не скажешь, что проезжал мимо крупного промышленного предприятия. Но станция «Стахановская» — крупный посадочный узел, расположенный поблизости от улицы XXII Партсъезда. Сюда можно дойти от памятника шофёрам и машинам Великой Отечественной. Станция будет удобна тем, кто живёт в районе метро «Победа». Те же, кто будет возвращаться обратно на электричке, следующей только до «Стахановской», смогут потом доехать на метро в какие-то другие районы города.

Следующая станция — «Безымянка» — начинается чуть ли не сразу. Пути разветвляются от путепровода XXII Партсъезда. Но электричка умудряется сколько-то ехать, прежде чем останавливается на втором по значению вокзале Самары. Станция «Безымянка» — место остановки многих поездов дальнего следования. Однажды в школьные годы мы даже садились тут на поезд в Москву, так как билеты были только с «Безымянки», а не вокзала. Впрочем, вокзал тут и есть, пусть и в виде небольшого синего домика. Не знаю, правда, пускают ли внутрь, и есть ли там зал ожидания.

За станцией раскинулся птичий рынок, большую часть которого занимают ряды не с птичками и прочей живностью, а контейнеры со строительными материалами и фурнитурой разного рода. Несколько лет назад посреди рынка построили здания для магазинов стройматериалов, так и названное «Птичка». Сама станция должна была стать вокзалом для нового района — Безымянки, который какое-то время был связан со старой Самарой только грунтовкой с трамвайной веткой и железной дорогой. Было время, планировалось построить здесь отдельный город, но Самара слишком разрослась и не смогла не слиться с Безымянкой. Впрочем, трамвайная ветка, позже заменённая на линию метрополитена, и железная дорога продолжают связывать старый город и его промышленную окраину, которую не каждый язык повернётся назвать окраиной.

А мы едем дальше, к платформе «Пятилетка», которая обслуживала потоки рабочих, направлявшихся на 9-й ГПЗ и прочие заводы этого района. Теперь на подступах к подшипниковому заводу раскинулся крупнейший в городе вещевой рынок, чьи торговые ряды вплотную приблизились к железной дороге. С платформы можно дойти до станции метро «Кировской», ну, или наоборот. Это для тех, кто решит поехать в «Мегу» на электричке из Юнгородка или после шопинга на вещевом рынке. Кстати, занимательное путешествие во времени и пространстве само по себе — от покупок в стиле постсоветских 1990-х у киргизов, цыган и русских челноков под открытым небом в современный торговый центр с дорогими и не очень магазинами на любой вкус.

Проезжаем под путепроводом проспекта Кирова и готовимся сделать полукруг в виде глубокого серпа. Дело в том, что за «Пятилеткой» расходятся два направления — одно ведёт в сторону Тольятти, а второе уходит на Кинель. Поскольку соображения железнодорожной логистики и, возможно, безопасности не позволяют просто так пересечь пути, повернув налево, для ухода налево существует огромный изгиб железнодорожной ветки, который делает крюк почти до завода «Прогресс», оставляя внутри изгиба платформу «Мирная» кинельского направления. Обратно, кстати, электрички крюк уже не делают, а следуют по прямой. Два ответвления («серпастый» и обратный) соединяются почти у единственного в городе трёхуровневого путепровода улицы Земеца, Зубчаниновского шоссе и, собственно, железной дороги. Мы подъезжаем к платформе «Средневолжской», откуда можно добраться до улиц Олимпийской и Строителей. Жители Металлурга вполне могут присоединиться к большому путешествию в «Мегу» прямо тут. Хотя ехать остаётся недолго.

Далее нас ждут дачные платформы «Вишнёвая» с видом на завод Coca-Cola у Ракитовского шоссе, «Дачная» и «Яблочная» в самом сердце садово-дачных товариществ завода «Металлист», 9-го ГПЗ и завода имени Фрунзе. Последним промышленным пейзажем на пути станут отдельные корпуса и трубы металлургического завода между «Средневолжской» и «Вишнёвой». Но и они выглядят здесь случайными играющими в прятки на огромной пригородной площадке из дачных участков.

Пригородные дачи когда-то были одним из самых дорогих видов собственности после квартиры и машины. Дачи давали столовую зелень, виноград с косточками, свои помидоры и огурчики, а также яблоки и вишню (что, кстати, и дало название двум платформам). Потом значение дач резко упало — молодое поколение отказывалось ездить два раза в неделю в душных электричках, чтобы сажать, полоть, поливать и собирать урожай. Старшее поколение продолжает ездить до сих пор. На отрезке от «Стахановской» до «Козелковской» в нашем вагоне электрички уже не осталось свободных мест, и кому-то пришлось стоять в проходе. Хотя такой давки, которую я помню по школьным годам, не было.

«Козелковская» — это уже Мехзавод. Ехать отсюда до «Меги» на электричке почти нет смысла. Особых пробок за Мехзаводом быть не должно, расстояние не такое большое, а автобусы и маршрутки подъезжают прямо к дверям торгового центра.

Путешествующие в «Мегу» по железной дороге, наоборот, хоть экономят на времени и стоимости проезда, вынуждены проделывать последний отрезок пути пешком. От станции «Ягодной», на которой надо выходить, до входа в «Мегу» — 1,3 км (от следующей платформы «176-й километр», стоимость проезда до которой уже значительно больше, до «Меги» придется пройти 1,6 км). Если путешествуете с детьми, то выносите их из вагона на руках, а то они могут легко грохнуться в огромную расщелину между ступенькой вагона и платформой.

Станция "Ягодная" Куйбышевской железной дороги

Станция «Ягодная» Куйбышевской железной дороги

«Кошелев-проект» заметен загодя. Правда, не с той стороны, откуда ждёшь. Новый кошелевский квартал в Дубовом Гае виден ещё от «Козелковской», благо расположен он на пригорке. На пути от «Козелковской» до «Ягодной» электричка проезжает мимо отдалённой части Крутых Ключей, запрятанных в полосе зелёнки, а также пересекает строительство дороги по улице Мира из старых Крутых Ключей в новые. Вряд ли у Кошелева найдутся средства и желание сделать путепровод, поэтому желающих пересечь железнодорожное полотно ожидают шлагбаум и семафор. Сам переезд станет новым полигоном для естественного отбора лихачей, желающих покрасоваться проездом под шлагбаумом прямо перед несущимся поездом.

Но такие картины будущего не способны затмить благостной картины, которая предстаёт перед взором. С платформы «Ягодной», так же как и с окраин улицы Маршала Устинова, открывается чудесный вид на пригорок по другую сторону от дороги. Крайнему дому в Крутых Ключах повезло — гаражный массив под окнами гарантирует, что никакой другой дом не заслонит вида на зелень полей и перелесков, над которыми проплывают беззаботные облака.

Вид от Крутых Ключей в сторону Дубового Гая

Вид от Крутых Ключей в сторону Дубового Гая

Пересекаем железную дорогу и идём по направлению на север до ближайшего прохода между дачными участками справа. Затем поворачиваем направо и следуем вдоль стройки огромной средней школы до её конца. Пока идёт стройка (но, скорее всего, и по окончании строительства) этот путь будет пригодным только в сухую погоду или зимой, если только кто-то не решит заасфальтировать проход или набросать здесь щебёнку. Поворачиваем налево и на том конце улицы Маршала Устинова видим вывеску «Леруа Мерлена», которая говорит о правильном пути и не позволит с него сбиться.

Заодно можно осмотреть Крутые Ключи и решить, правильным ли было решение не переезжать сюда. С одной стороны, понимаешь, почему район называют гетто — расстояние между домами, наставленными по принципу лагерных бараков уходящими вдаль рядами, мизерное. С другой стороны, чувствуется простор на широких бульварах и основных улицах, нет пока буйства старых деревьев, солнце, кажется, проникает везде вместе с вольным воздухом пригорода. С одной стороны стоит монумент-танк, с другой — фонтан, которому позавидует центр города.

На ближнем к железной дороге отрезке улицы ещё не поставили ни одного фонарного столба, так что вечером здесь будет идти некомфортно. Забавно, что отделение полиции и поликлиника на первом этаже одного из домов занимают площадь, которая чуть ли не меньше площади расположившегося в соседнем доме отделения «Кошелев-банка». Видны вывески «Пятёрочки», «Магнита», стоматологии и каких-то ещё точек торговли и обслуживания. Жителям нет необходимости каждый раз идти в «Ашан» за продуктами. Впрочем, на их месте я бы всё равно ходил в «Мегу» в качестве культурного отдыха.

Пересекаем дорогу (везде есть пешеходные переходы) и быстро проходим стоянку перед торговым центром. Всё, путешествие окончено. На дорогу до «Меги» ушло примерно около двух часов — 40-45 минут ходьбы до вокзала, 10 минут на вокзале, 50 минут поездки и 10-15 минут ходьбы от платформы. Если подумать только про электричку, то, вроде бы, неплохо. Но если добавить время на то, чтобы добраться до вокзала (даже на общественном транспорте), то получается, что особой выгоды по времени может и не получиться. Тем более, что с электрички ещё надо дойти в любую погоду, проделав часть пути по грунтовке, а автобусы/маршрутки подъезжают прямо к ТЦ.

Но самый неожиданный сюрприз преподнесла дорога обратно. Садимся в 205 маршрутку и… мчим воскресным вечером (в районе 17 часов) до станции метро «Гагаринской» ровно за час, не встретив на своём пути ни единой пробки. Если мчать на 67 автобусе, избежав крюка по Ново-Вокзальной — Победе, то вышло бы ещё меньше. Понятно, что просто повезло и, автомобилисты, наверное, пребывали в некотором шоке от первоначальных пробок. Полагаю, что в другое время, и когда водители отойдут от шока и вернутся на Московское шоссе, вернутся и пробки, а путь станет занимать больше времени. Но выходит, что вне пиковых периодов, быстрее и комфортнее (если сидеть, а не стоять в толпе) ехать всё же на автобусе или маршрутке.

Тем не менее, мы не расстроились поездке на электричке. Это вполне себе интересное и замечательное приключение, которое я бы с удовольствием повторил. Всегда ведь хочется разнообразия. В хорошую погоду попробуйте повторить наш опыт. По крайней мере, если вы живёте поблизости от железной дороги. Тогда вы точно сэкономите по времени и средствам. Только не забудьте про строгое расписание и то, что электрички ходят всего несколько раз в день.

Но это уже к вопросу об экономической целесообразности увеличения количества электропоездов и превращения пригородного железнодорожного сообщения в более регулярное в статусе такого же общественного транспорта, как и автобус с трамваем.

4 комментария

  1. Проведя эксперимент, я выяснил, что мне от дома (район платформы Киркомбинат) до платформы 176 км порядка 20 километров пешего хода, что занимает четыре часа. При этом более половины пути я сделал вдоль ЖД — от Алма-Атинской.

    1. Ничего себе эксперимент!

  2. В следующий раз «обрисуй» нам дорогу от переезда «старые Крутые ключи — новые Крутые ключи» до поселка Дубовый Гай! Есть ли туда дорога?

    1. Спутниковые карты Яндекса показывают наличие просёлочной дороги (грунтовки).

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: