Улица XXII Партсъезда

Сегодня мы отправляемся гулять по улице XXII Партсъезда. Сейчас, правда, иногда указывают адрес с арабскими цифрами, но традиционное написание названия улицы всё же диктует элементарные знания цифр римских. А всё потому, что нумерацию партийных съездов вели именно с их использованием.

Вид вдоль улицы XXII Партсъезда от улицы Свободы, Самара

Вид вдоль улицы XXII Партсъезда от улицы Свободы, Самара

До 1962 года улица носила название Четырнадцатый проезд и замыкала череду номерных проездов от будущей Авроры в сторону Безымянки. В 1962 году его переименовали в честь прошедшего в октябре 1961 года XXII съезда КПСС. Съезд стал знаковым благодаря принятию на нём Устава КПСС с Моральным кодексом строителя коммунизма и Программы КПСС, которая утверждала, что к 1980 году советский народ будет жить при коммунизме. Съезд также усилил меры по борьбе с культом личности Сталина, после чего по стране прокатилась волна переименований. При коммунизме жить мы не стали, но улица до сих пор носит название того самого съезда компартии и, наверное, вряд ли с ним расстанется — трудно представить себе другое название.

Улица XXII Партсъезда интересна хотя бы тем, что значительная её часть практически не знакома большинству горожан, а также тем, что на улице есть сразу два участка, которые трудно назвать улицей (во втором случае она даже на карту почти никогда не наносится). Если взять всю длину улицы с “деревенским” и “несуществующим” участками, то получится 8,6 километра от почти побережья реки Самары до улицы Солнечной. Между улицей Ставропольской и проспектом Карла Маркса улица XXII Партсъезда проходит среди частной застройки. А участок между Московским шоссе и улицей Ново-Садовой является улицей XXII Партсъезда только чисто теоретически, так как представляет собой, по большей части, гаражи с дорожками между ними. Кроме того, улица XXII Партсъезда проходит по мостовому переходу над железнодорожными путями линии Самара — Безымянка.

Улица XXII Партсъезда в районе комбината "Родник", Самара

Улица XXII Партсъезда в районе комбината «Родник», Самара

Предлагаю запастись походной обувью и непарадной одеждой, так как свою прогулку мы начнём от самого начала – оттуда, где проезжающие постоянно грузовики поднимают в воздух тонны пыли, песка и цемента. Кстати, если выбраться сюда в выходной день, то можно пройти от Заводского шоссе до конца улицы, не встретив ни одной автомашины на своём пути, если повезёт.

Начало улицы XXII Партсъезда до Заводского шоссе мало кому известно. Это за редчайшим исключением не жилая зона – тут находятся промышленные предприятия и производственные базы, местами спрятавшиеся от пыльной и узкой дороги за густыми зарослями. То тут, то там вдоль улицы по территории предприятий проходят подъездные железнодорожные пути, пересекающие улицу по улице Кабельной.

Слева расположились ЗАО “Метро-Бетон” (XXII Партсъезда 2; то ли производство бетона, строительных материалов и конструкций, то ли их продажа; ролик о компании), компания “Центр игрушек” (XXII Партсъезда 2; продажа игрушек), компания “ЭТМ” (XXII Партсъезда 10А; продажа электротехнической продукции), завод “Строммашина” (XXII Партсъезда 10А; производство оборудования для строительной, нефтяной, дорожной, металлургической, горнодобывающей и других отраслей промышленности), ООО “Самара -Авиагаз” (XXII Партсъезда 10А; Производство газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций, газотурбинных установок, агрегатов и комплектующих газотурбинных приводов, оборудования для нефтехимической промышленности; входит в группу компаний «АвиагазЦентр»), ОАО “Самараметалл” (XXII Партсъезда 8; продажа металлопродукции; крупнейшая металлобаза Самары, основана в 1939 году).

Справа: группа компаний “Мико” (XXII Партсъезда 1Е) и комбинат “Родник (Ветлянская 50) – производство алкогольных и безалкогольных напитков, ООО “СамЛит” (Самарский чугунолитейный завод; XXII Партсъезда 7А; производство фасонных изделий из чугуна различных марок, легированных сталей и цветных сплавов), ЗАО “Самарский завод электромонтажных изделий” (ЗАО “СамЗАС”; работает с 1960-х годов; Заводское шоссе 3; производство электромонтажных изделий), Опытно-экспериментальный завод алюминиевых сплавов (XXII Партсъезда 10А; производство алюминиевых литейных сплавов; основан в 1997 году).

История комбината “Родник” начинается в 1895 году, когда по приказу министра финансов Витте в Самаре основан спиртоочистительный (ректификационный) завод. Предприятие размещалось на улице Льва Толстого недалеко от железнодорожного вокзала. После революции 1917 года было возобновлено производство наливок и настоек, затем водки и вин (портвейнов и хереса). В 1930 году завод получает название Самарского ликёро-водочного завода, с 1935 года – Куйбышевский ликёро-водочный завод. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало также пищевые концентраты, ленточные запалы, зажигательную смесь. Ликёро-водочное производство восстановлено в 1946 году, а в 1960 году КЛВЗ первым в СССР начинает экспорт водки в США. В 2000-е годы предприятие было странным образом закрыто: директора завода постепенно перевели все государственные торговые марки и оборудование на новое частное предприятие на улице XXII Партсъезда, а вместо старых заводских цехов построили офисный центр и гостиницу. Но недавно компания была лишена лицензии на производство алкогольной продукции.

Самарский литейно-механический завод берёт своё начало с цеха для производства чугунного литья станкостроительной промышленности, спроектированного в 1952 году и возведённого в 1962 году.С 1963 года цех начал свою работу. Позднее был создан литейный цех по производству чугунных отливок в формах и стержнях из холодно-твердеющих смесей. В 1990-е годы цех был во-многом разрушен. Но в 1997 году цех выделился в обособленное предприятие – ООО “СамЛит”.

Завод “Строммашина” основан 2 ноября 1942 года, когда на базе небольших мастерских, оставшихся от бывшей строительной площадки, в только что построенном первом цехе было смонтировано технологическое оборудование и начался выпуск продукции для фронта. Главной производственной задачей завода до конца 1945 года было выполнение срочных правительственных заказов по изготовлению металлоконструкций и монтажу башен, по изготовлению и монтажу радиомачт. В 1945 году завод получил плановое задание по выпуску мирной продукции. В 1946 году завод был передан в министерство строительного и дорожного машиностроения и переименован в Куйбышевский завод “Строммашина”. Продукция завода — оборудование для строительной, нефтяной, дорожной, химической, металлургической, горнодобывающей промышленности — отпускается сегодня и на экспорт – в Монголию, Вьетнам, Украину, Белоруссию, Индию, Иран, Молдавию, Казахстан, Азербайджан, Польшу, Болгарию, Армению, Латвию.

Рядом с заводом “Строммашина” расположился небольшой посёлок, состоящий из нескольких двухэтажных жилых домов. Дома начали строить в 1951 году пленные немцы. В сквере находятся остатки фонтана. Здесь же здание бывшего Дворца культуры “Факел” завода “Строммашина” (1950-е). В соседнем здании работает гостиница “Советская”. Это единственные жилые дома на первом отрезке улицы, если не считать пятиэтажное общежитие (1983) и нескольких двухэтажек на углу с улицей Кабельной (посёлок “Водоканала” “На очистных”, 1955-1961).

Далее по улице, слева от мостового перехода и с восточной стороны от железной дороги расположился “Завод аэродромного оборудования” (ныне ОАО «Старт», Заводское шоссе 14), основанный в июле 1941 года на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода № 454 2-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. Тогда же организовано производство агрегатов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолётов. После войны тут выпускались детали для сельскохозяйственных машин, а с 1952 года предприятие начало выпускать средства наземного обслуживания самолётов. В январе 1967 года завод переименован в Куйбышевский завод аэродромного оборудования (предприятие п/я В-2534) 7-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР. Некоторые вспоминают, что завод аэродромного оборудования всю жизнь называли «еврейским», поскольку среди его руководителей было много евреев, чего при Союзе старались избегать. Завод аэродромного оборудования является ведущим в России предприятием по производству и капитальному ремонту средств наземного обслуживания самолётов и вертолётов. Но значительную часть продукции составляют иные металлоконструкции. На территории завода также расположилась компания “Самарские оконные конструкции” (Заводское шоссе 14), основанная в 1999 году и производящая пластиковые окна с собственным производством ПВХ-профиля.

Лишь выйдя на Заводское шоссе улица XXII Партсъезда расширяется, тем более, что с Заводского шоссе на неё сворачивают трамваи 2/12, 3, 19 и 21 маршрутов. Здесь же проходят автобусы 9 и 55 маршрутов, а также несколько маршрутов коммерческого транспорта. Слева раскинулся рынок “Норд”, включая остатки “книжного рынка” с огромным ассортиментом свободно продаваемой пиратской аудио-видео продукции. Справа – торговый центр “Победа”, специализирующийся на продаже мебели и строительных материалов.

А мы начинаем подъём на мостовой переход через железнодорожные пути. На мост ведут также четыре пешеходных спуска с обеих его сторон. Путепровод над железной дорогой был возведён примерно в 1962 году. В 1996-98 годах его долгое время ремонтировали — то закрывали одну полосу, то другую, то полностью. Здесь проходит железнодорожная линия Самара — Безымянка. Собственно, станция “Безымянка” видна справа. За ней виднеется и мостовой переход по проспекту Кирова. А слева мы видим железнодорожную платформу “Стахановскую”. К ней ведёт дорожка от памятника шофёрам-участникам Великой Отечественной войны на углу с улицей Гагарина. Справа от станции виднеются корпуса завода “Металлист”.

Улица XXII Партсъезда в районе улицы Гагарина, Самара

Улица XXII Партсъезда в районе улицы Гагарина, Самара

За мостом улица XXII Партсъезда проходит через кольцевое пересечение с улицами Гагарина/Красных Коммунаров. Как ни странно, отсюда нумерация по улице начинается заново. Слева с 1990-х годов действует мини-рынок. А за ним располагается трамвайное депо “Кировское”. От улицы Физкультурной до улицы Вольской улица XXII Партсъезда застроена преимущественно жилыми зданиями 1950-1960 годов. По нечётной стороне между Физкультурной и Победы стоят здания 1958 года постройки. От улицы Победы далее тянутся уже “хрущёвки” различных серий 1960-х годов постройки.

Пересечение улиц XXII Партсъезда и Свободы, Самара

Пересечение улиц XXII Партсъезда и Свободы, Самара

Исключением из однообразной застройки этого участка является 9-этажное здание на пересечении с улицей Победы. Кстати, под тем же перекрёстком находится и станция метро “Победа”. Во время открытия Куйбышевского метрополитена в 1987 году это была последняя станция. На одном из домов на чётной стороне неподалёку ещё несколько лет назад оставалась вывеска книжного магазина “Книжная находка”, в котором находился один из центров книгообмена.

Улица XXII Партсъезда в районе улицы Свободы, Самара

Улица XXII Партсъезда в районе улицы Свободы, Самара

На пересечении с улицей Свободы стоит здание общежития №2 Самарского государственного университета путей сообщения. Сам университет располагается чуть дальше по улице Свободы и в соседнем 1-м Безымянном переулке. Выше по улице XXII Партсъезда на нечётной стороне находится учебный корпус №3 Самарского колледжа сервиса производственного оборудования имени Героя Российской Федерации Е. В. Золотухина. Колледж (до 2015 года — техникум) ведёт свою историю с Ремесленного училища №17, открытого в 1942 году. Нынешний колледж“вобрал в себя”, помимо профессионального училища №25 (в которое в 1963 году было преобразовано ремесленное училище), училище №24 (с 2003 года) и училище №34 (с 2010 года). Последнее как раз и располагалось в здании на улице XXII Партсъезда.

Напротив училища стоят два двухэтажных здания. В одном из них в советские годы, если мне не изменяет память, находился ломбард. Другие вспоминают про магазин игрушек. Теперь здесь трактир. А во втором до сих пор остался ювелирный салон “Кристалл” (хотя теперь его потеснили другие фирмы). За домами, в квартале, ограниченном улицами XXII Партсъезда, Свободы, Георгия Ратнера (бывш. 13-м проездом), Запорожской и Антонова-Овсеенко, интересно расположение домов – пятиэтажных “хрущёвок”. Если посмотреть на микрорайон сверху, то он выглядит эдаким ромбом, стороны которого ограничивают внутреннее пространство квартала.

Мы же идём дальше. Застройка сменяется на высотки 1980-1990-х годов. На углу улиц XXII Партсъезда и Ставропольской раскинулся комплекс Самарского областного клинического госпиталя для ветеранов войн, открытого на этом месте в 1993 году. В 1996 году здесь же открылся Самарский научно-исследовательский институт “Международный центр по проблемам пожилых”. На территории комплекса выставлена военная техника, включая военный самолёт МиГ и ракеты. К сожалению, доступ публике для осмотра техники закрыт – посмотреть на неё можно только урывками из-за забора или став пациентом госпиталя. На торце здания была нарисована тематическая картина, которую недавно закрыли баннером с гербом Москвы. Но у меня, к счастью, осталась фотография того, что скрыто под баннером.

Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн, улица XXII Партсъезда 43, Самара

Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн, улица XXII Партсъезда 43, Самара

Приказом народного комиссариата здравоохранения РСФСР №210 от 24 января 1943 года в здании школы №30 (ныне здание Университета Наяновой на улице Молодогвардейской) был организован эвакогоспиталь №3999 протезно-ортопедического профиля мощностью 550 коек. Возглавил его работу полковник медицинской службы Александр Иванович Козлов. Именно здесь был “поднят на ноги” легендарный лётчик Александр Маресьев, ставший героем повести Бориса Полевого. С начала деятельности госпиталя по 1957 год проводились трудотерапия и профессиональное обучение в созданных производственных мастерских. Министерством здравоохранения РСФСР эвакогоспиталь №3999 с 1 июля 1946 года преобразован в областной госпиталь для инвалидов. С 1952 года на базе госпиталя была создана кафедра военно-полевой хирургии военно-медицинского факультета. В новый комплекс госпиталь переехал в 1993 году.

Пересечение улиц XXII Партсъезда и Ставропольской, Самара

Пересечение улиц XXII Партсъезда и Ставропольской, Самара

От Ставропольской до улицы Трудовой по нечётной стороне – современная жилая застройка.

Улица XXII Партсъезда в районе улицы Трудовой, Самара

Улица XXII Партсъезда в районе улицы Трудовой, Самара

А вот далее до проспекта Карла Маркса (а также от Ставропольской по чётной стороне) тянется район частной застройки с садами и огородами. Улица здесь представляет собой грунтовую дорогу в одну полосу (остатки древнего асфальта кое-где лишь проглядывают сквозь пыль). Более того, по нечётной стороне под частные огороды занята большая часть “просвета” между домами, который мог бы стать широкополосной улицей.

От проспекта Карла Маркса до улицы Стара-Загоры расположилась пятиэтажная застройка хрущёвской поры, включая территорию 9-го микрорайона справа. На перекрёстке с проспектом Карла Маркса ранее был крупный остановочный пункт городского автобуса. Но почти все муниципальные маршруты, которые сюда ходили (14, 25, 44), уже закрыты. Остались только редкие 35, 38, 55 и 45. Пересечение со Стара-Загорой выполнено в виде кольцевой развязки с установленной в её центре стелой в честь Промышленного района города.

На отрезке XXII Партсъезда от Стара-Загоры до Карла Маркса когда-то даже ходили троллейбусы. 15 июля 1968 года открыта новая линия по улице XXII Партсъезда от Московского шоссе до проспекта Карла Маркса. Сюда продлён маршрут № 2 «Площадь Революции – проспект Карла Маркса». Но этот отрезок просуществовал лишь четыре года. 4 ноября 1972 года открыта троллейбусная линия по улице Стара-Загоры от улицы XXII Партсъезда до проспекта Кирова. Маршрут № 13 продлён от Шоколадной фабрики до улицы XXII Партсъезда. Маршрут № 2 продлён по улице Стара-Загоры до проспекта Кирова (вместо проспекта Карла Маркса). А линия до Карла Маркса, видимо, была разобрана.

Кстати, улица XXII Партсъезда проходит по территории трёх районов – Советского, Промышленного и Октябрьского. По этой улице проходит граница Советского и Промышленного районов (между Заводским шоссе и железной дорогой, от Вольской до Стара-Загоры). От Московского шоссе до Ново-Садовой несуществующий участок улицы является и границей между Промышленным и Октябрьским районами. Последний участок улицы (от Ново-Садовой до Солнечной) находится целиком в Промышленном районе. А отрезки между началом улицы и Заводским шоссе и от железной дороги до Вольской целиком находятся в Советском районе Самары.

Слева от улицы XXII Партсъезда между Стара-Загорой и Московским шоссе раскинулся детский парк имени Юрия Гагарина. Справа высится здание Соборной мечети. За ней расположились теплицы и управление муниципального предприятия “Спецремстройзеленхоз”. Перед зданием даже есть небольшой фонтан.

Пересекаем улицу Фадеева. Участок от Фадеева до Московского шоссе занят комплексом торгово-развлекательного центра “Парк-Хаус”. Центр строился в два этапа. На первом возвели здание по Московскому шоссе. А корпус за ним выстроен позднее на месте стадиона “Искра”. Это был стадион Завода имени Тарасова. На стадионе проходили игры чемпионата города по футболу, мемориал Анатолия Потапова, базировалась команда “Искра”. В спорткомплекс входили также спортзал и 25-метровый бассейн. В 2004 году с началом строительства второй очереди торгового центра стадион перестал существовать.

На месте «Парк-Хауса» в 1980-е — начале 1990-х годов стояло недостроенное здание, точнее, его каркас, в котором планировалось разместить городской аэровокзал и Приволжское управление гражданской авиации. Спроектировали здание в 1977 году архитекторы В. Г. Каркарьян и А. Т. Ким. Потом каркас частично разобрали, а частично использовали для возведения первой очереди торгового центра, открывшегося в 2002 году и ставшего первым центром сети (сейчас это, наоборот, единственный не входящий в портфолио компании Atrium European Real Estate торговый центр).

Улица XXII Партсъезда в районе Московского шоссе, Самара

Улица XXII Партсъезда в районе Московского шоссе, Самара

От Московского шоссе до улицы Ново-Садовой улицы XXII Партсъезда, фактически, не существует. Мы всё же пройдём по тропкам между гаражами, обходя лужи, свалки и заборы. Кстати, слева уже много лет стоит недостроенное здание на территории Самарского отраслевого научно-исследовательского института радио.

В 1955 году на основе распоряжения Совета Министров СССР № 6455-р от 17 июня 1954 года и приказа Министерства связи СССР № 580 от 05 июля 1954 года было организовано Куйбышевское отделение Московского научно-исследовательского института НИИ-100 (КОНИИ) на базе выведенной из эксплуатации радиостанции РВ-16, располагавшейся за городом. Основными задачами института были модернизация и автоматизация коротковолновых радиопередатчиков, разработка аппаратуры дистанционного управления и контроля. В 1959 году было закончено строительство второго этажа технического здания ТЗ-2, в 1963 году введено в эксплуатацию новое трехэтажное техническое здание ТЗ-1, построены здания экспериментальных мастерских (1965), гаража, склада. Рядом с техническими зданиями были построены два двухэтажных жилых дома для сотрудников. Так на территории бывшей радиостанции РВ-16 вырос научный мини-городок.

В июле 1966 года после переименования НИИ-100 в Государственный НИИ радио предприятие стало Куйбышевским отделением Государственного научно-исследовательского института радио Министерства связи СССР (КОНИИР). С середины 1960-х годов главным направлением работ КОНИИР становится, среди прочего, повышение надежности связи при передаче аналоговых и цифровых видов информации при различных условиях распространения радиосигналов, разработка и внедрение контрольно-измерительных устройств, элементов антенно-фидерного тракта, низкочастотного тракта, каналообразующей аппаратуры. В 1970-1980-е годы институт насчитывал 3 научных отдела, 16 научных лабораторий, конструкторский отдел, экспериментальные мастерские, макетный цех и 18 других научно-вспомогательных и хозяйственных подразделений.

КОНИИР стал ведущим предприятием в отрасли по вопросам КВ радиосвязи, надёжности и электромагнитной совместимости средств связи, по разработке мощных антенных коммутаторов, фидерных замыкателей и других антенно-фидерных установок. Многие виды разработанных в КОНИИР антенно-фидерных установок поставлялись в зарубежные страны. В 1986 году было закончено строительство и сдано в эксплуатацию самое крупное производственное здание предприятия – блок № 1 (общей площадью 5150 м2), рядом с которым и высится недостроенное здание. Приказом Министерства связи СССР № 203 от 31 мая 1991 года КОНИИР был переименован в Самарский отраслевой научно-исследовательский институт радио (СОНИИР). С 2010 года — Федеральное государственное унитарное предприятие Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт радио, Самарский филиал «Самарское отделение научно-исследовательского института радио».

Мы же выходим к Ново-Садовой. Справа высится здание Поволжского банка Сбербанка России. Слева в жилом доме спряталась небольшая гостиница “Браво”. А впереди – торговый центр “Апельсин”.

Последний отрезок улицы XXII Партсъезда от Ново-Садовой проходит между жилых высоток 1990-х годов постройки. Улица XXII Партсъезда заканчивается, переходя в улицу Солнечную. Здесь и подошла к концу наша прогулка.

Использованы следующие источники:

  • 65 лет Самарскому областному клиническому госпиталю // ссылка
  • Завод Аэродромного оборудования // ссылка
  • История компании “Родник” // ссылка
  • Кошелев-проект 1950-х // ссылка
  • О компании “Строммашина” // ссылка
  • О нашем техникуме // ссылка
  • Утраченный стадион “Искра” // ссылка
  • История СОНИИР // ссылка

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: