Обухов честный и нечестный

Выборы стали в последние годы довольно скучными. Кандидаты не заваливают почтовые ящики макулатурой, и даже партия, которая победит, практически устранилась от агитации. Весь спектр средств можно посчитать по пальцам одной руки. Но постепенно к вездесущему губернатору и всесезонной ЛДПР добавился новый персонаж, который решил опробовать необычные способы агитации. Речь о Владимире Обухове, представляющем партию «Гражданская платформа».

Некоторое время назад в городе появились первые баннеры с портретом кандидата, указанием на название его партии и слоганом «Честный бюджет». В пику слогану можно назвать это «честным Обуховым». Портрет его, имя и фамилия тоже.

Рекламный плакат Владимира Обухова

Рекламный плакат Владимира Обухова

А на прошлой неделе один самарский журналист описал у себя в Фейсбуке другой плакат. На днях он мне попался на глаза.

Рекламный плакат "Сергея Обухова"

Рекламный плакат «Сергея Обухова»

На то, что рекламируется никакой не Сергей Обухов, а Владимир, указывает сразу ряд моментов. Во-первых, крайне странно делать рекламу компании грузоперевозок, выводя на первый план фамилию директора, а саму компанию указывая мелким шрифтом. Кстати, на всякий случай я проверил, есть ли такая компания на самом деле. Есть. Учреждена Барановой Надеждой Николаевной, а от имени руководителя выступает Обухов Сергей Владимирович. Фирма зарегистрирована в Кинель-Черкассах. По нестранному совпадению Владимир Обухов как раз из Кинель-Черкасс.

Держателем реестра акционеров ЗАО «Сфера-Моторс» является ЗАО «Статус», директором самарского филиала которого значится Обухов Владимир Владимирович. Без копания в поиске предположу, что Сергей Владимирович и Владимир Владимирович — братья. Очень удобно, когда у тебя есть брат-однофамилец, владеющий каким-нибудь бизнесом (кстати, на него же можно потом переоформить свой бизнес, если понадобится).

Во-вторых, обратите внимание на цветную полосу. Она совпадает в логотипе партии на первом плакате и в центральной части второго плаката. Понятно, что короткая и простая фамилия уже хорошо запоминается, особенно, когда она занимает треть высоты большого плаката. Но не помешает и апелляция к цвету, который потом может всплыть в сознании при просмотре иных агитационных материалов. У «Единой России» медведь, а у «Гражданской платформы» — сине-красная полоса.

Зачем вешать плакат, рекламирующий одного человека, но прикрываться другим человеком? Ну, как минимум, не надо писать, что плакат оплачен из избирательного фонда, а, соответственно, и оплачивать его можно как угодно и из каких угодно средств. Правда, и на первом баннере нет ни строчки хотя бы микро шрифтом о том, из каких средств и кем оплачено размещение политической рекламы. Впрочем, пока об этом мало кто беспокоится. Вон мне в ящик положили агитационную газету явно от Михаила Матвеева. Так там вообще никаких выходных данных.

Впрочем, в случае с Обуховым ситуация совсем вопиющая. Пункт 4 статьи 56 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 года гласит:

Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами <…> деятельности с использованием фамилии <…> кандидата <…>, а также рекламы с использованием <…> эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании <…> осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Или вот пункт 5¹ той же статьи:

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Всё то же самое (только номера статей иные) повторяется в ФЗ РФ  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2005 и таком же ФЗ от 2014 года.

Всё тот же закон 2002 года имеет и более чёткие положения по оформлению печатных агитационных материалов. Пункт 2 статьи 54:

Все печатные <…> агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Напомню, что, согласно пункту 1 статьи 56 ФЗ от 2005 года, агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Статья 63 ФЗ от 2014 года определяет агитационный период точнее для разных случаев. Партия «Гражданская платформа» подала свои списки в ЦИК РФ 10 июля, а сами списки утвердили ещё раньше.

Выходит, что баннеры с Сергеем Обуховым (да и с его братом Владимиром) должны быть либо заменены на оформленные в соответствии с законодательством, либо сняты. Предположу, что они провисят ещё довольно долго в неизменном виде. За это время прохожие и проезжие выучат фамилию кандидаты и запомнят цветную полоску.

Меня же интересует не соблюдение закона в части каких-то подписей, а сама необходимость вешать баннер с братом. Зачем? Почему не повесить плакат с собой, если уж в любом случае никаких регулируемых подписей нет?

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: