Улица Чернореченская

Улица Чернореченская протянулась ровно на 2 километра от Спортивной до Киевской. Её проезжая часть включает в себя два несоединённых отрезка – от Спортивной до Владимирской и от Клинической до Киевской.

Улица Дачная 27а, Самара

Улица Дачная 27а, Самара

Улица Чернореченская появилась на карте Самары, вероятно, ещё в конце XIX века. На картах начала XX века она вполне чётко обозначена на отрезке примерно от нынешней Базарной (тогда Казанской, а ныне дворовые проезды) до бывшей Семейкинской (нынешней Киевской) в бывшем Мещанском посёлке. От Казанской и Фабричной (нынешняя Аксакова) до нынешней Спортивной шла широкая полоса между бывшими частными садами купцов Чаковского (в границах нынешних Спортивной, Урицкого, Аксакова и Чернореченской) и Субботина (на противоположной стороне нынешней Чернореченской).

План Самары от 1916 года преподносит сюрприз в виде сразу двух улиц на этом месте. Улица Пролетарская до 1926 года носила название Мещанской и была одной из центральных улиц Мещанского посёлка. Так вот, от Казанской (скорее всего, нынешняя Базарная) до Семейкинской (или Семейкина, нынешняя Киевская) в интересующем нас месте идут три параллельных улицы — Мещанская, Пушкина и Чернореченская. Это многое объясняет. Во-первых, в некоторых источниках указано, что пожарная часть в 1914 году была построена по улице Пушкина. (Кстати, полицейская часть сооружения, по всей видимости, выходила на Мещанскую-Пролетарскую, где есть уличный фасад.) А во-вторых, понятно, почему здание спортивной школы, которое ныне значится по улице Пролетарской, на бывшую Пролетарскую выходило явно дворовой частью с хозяйственными постройками. Теперь можно смело предположить, что Чернореченская шла по северо-западной стороне себя нынешней. А по юго-восточной стороне нынешней Чернореченской ранее проходила улица Пушкина, на которую как раз и выходили фасады пожарной части и нынешней спортшколы (эти фасады расположены ровно на одной линии).

Кстати, трамвайная линия ранее шла не по Чернореченской или Пушкина, а по Пролетарской, что отлично видно на спутниковых снимках середины 1960-х. Трамвай пришёл в Мещанский посёлок ещё в конце 1915 года, когда первую линию электрического трамвая продлили по Соловьиной (Мичурина), Мельничной (Клинической) и Мещанской (Пролетарской). В 1931 году маршрут № 1 продлили дальше по Московской через Линдовский рынок. В 1946 году линию ведут дальше до Чёрновского шоссе и Клинической больницы. Именно этот участок закрылся одним из последних при ликвидации трамвайного движения по Гагарина после начала строительства метро. Маршрут № 1 ушёл с Пролетарской в 1962 году. В ноябре 1941 года от Линдовского рынка до площади Кирова пошёл маршрут № 3. В 1934 году от Культкино (Линдовского рынка) побежали вагоны маршрута № 8 — они шли по Московской, Мичурина, Клинической, Пролетарской до Клинической больницы. Маршрут № 8 был заменён на маршрут № 3 8 ноября 1941 года. В 1950-1953 годах по Пролетарской ездил маршрут № 9. В 1962-1980 годах здесь же ходили кольцевой маршрут № 13 и маршрут № 15, которые в 1980 году перенесли на Чернореченскую (в таком виде они просуществовал до февраля 1982 года). Но 15-й маршрут вернулся на Чернореченскую в 1984 году. В 1970-1980 по Пролетарской, а в 1980-1984 годах по Чернореченской можно было проехаться на трамвае полукольцевого 16-го маршрута. Наконец, в 1964 году открылся маршрут № 18, который ходит по Чернореченской (до 1980 года — по Пролетарской) до сих пор. Трамвайная линия с Пролетарской между Клинической и Киевской была перенесена на Чернореченскую в 1980 году.

Кстати, разглядывая снимки, я не обнаружил ничего похожего на рынок на Чернореченской. Зато угол Московской и Декабристов (в самом конце Коммунистической) как раз похож. Полагаю, что угловой участок за двухэтажными домами и был Линдовским рынком. Тут как раз и место на широкой Московской было для трамваев.

Происхождение названия улицы мне неизвестно. Кто-то предположил, что ранее на этом месте текла Чёрная речка. Скорее всего, так и было – какой-нибудь ручей протекал в каком-нибудь овражке поблизости. Но утверждать это я не могу. Зато на дореволюционных картах неподалёку от первого участка Чернореченской отмечено некое озерцо. Оно располагалось, скорее всего, на площадке между нынешними Железнодорожной больницей, территорией СпецАвтоТранса и улицей Урицкого. На карте 1916 года озерцо находится между улицами Городской, Владимирской, Сызранской (примерно, нынешними Чернореченской, Владимирской и проспектом Карла Маркса). На карте 1926 года озерца уже нет.

В те же годы Мещанский посёлок сменил название на Железнодорожный. А в 1934 году снова поменял название — на посёлок Александра Кузнецова. Одним из центров Мещанского посёлка была Благовещенская церковь, построенная в 1911 году (освящена 9 октября) при кладбище Мещанского посёлка. Эта церковь стояла на улице Мещанской (Пролетарской) 115. Впрочем, не всё так однозначно. По некоторым сведениями храм ровно в том же месте и с тем же описанием в ту же дату был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, придел — в честь Иоанна Кронштадского. Тем не менее, в местном любительском краеведении церковь известна под именем Благовещенской.

В конце 1931 года (по другим сведениям — в ноябре 1932 года) церковь была переделана под кинотеатр «Культкино» имени Максима Горького, просуществовавший до конца 1960-х. С началом космической эры его переименовали то ли в «Восход», то ли в «Восток». Но потом началась эра большого панельного домостроения, и кинотеатр канул в лету, оставив в этом районе совсем мало свидетельств былого посёлка. Тогда же в 1966 году исчезла с карты города и улица Пушкина (Пушкинская).

Улица Чернореченская от Киевской в сторону Клинической, Самара

Улица Чернореченская от Киевской в сторону Клинической, Самара

Сейчас улица Чернореченская начинается от Спортивной. На первом своём отрезке до Владимирской Чернореченская представляет собой бульвар с центральной аллеей, на которой между Спортивной и Чкаловским переулком протянулась пешеходная дорожка. Первый участок улицы в значительной степени относится к предвоенной поре.

С правой стороны расположено здание, выходящее на три улицы (Чернореченскую, Спортивную и Урицкого). С правой стороны в квартале между этими тремя улицами и улицей Аксакова находится посёлок Железнодорожников. А дом спроектирован в мастерской под руководством А.Л. Каневского и построен в 1936 году. Здесь же были использованы типовые проекты московского Госпроекта. К 1940-м годам появились бытовой комплекс и кинотеатр (бывший кинотеатр “Россия”).

К комплексу посёлка относится и здание на углу Спортивной и Чернореченской по левой стороне. Оно расположено на возвышении и выглядит довольно внушительно, благодаря высоким окнам срезанного фасада. В советские годы, помнится, на здании висела вывеска “Цыплята табака”.

А сейчас здесь разместилось ПАО “Самаранефтегеофизика”. Оно берёт начало с основанного в 1947 году треста “Куйбышевнефтегеофизика”. Трест занимался проведением полевых сейсморазведочных и промыслово-геофизических работ на территории Волго-Уральского региона. Достижения коллектива геофизиков по повышению эффективности работ в 1971 году были отмечены орденом Трудового Красного Знамени. Ни одна из геофизических организаций в стране ни до, ни после этого не удостаивалась такой высокой чести. Я вот не могу вспомнить, висела ли на угловом фасаде модель того ордена в 1980-е или нет.

В доме номер 1 размещается Куйбышевский дорожный филиал Федерального центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту. А через дорогу в здании номер 6 находилась маслосырбаза “Самарская”, специализировавшаяся на производстве плавленых сыров. До войны тут был молочный завод. В комплексе сейчас расположились многочисленные торговые фирмы.

Бывш. кинотеатр "Россия", улица Чернореченская 15, Самара

Бывш. кинотеатр «Россия», улица Чернореченская 15, Самара

Немного наискось через дорогу, прямо напротив примыкания к Чернореченской Чкаловского переулка, стоит здание бывшего кинотеатра “Россия”, построенного ещё до войны. На фасаде до сих пор сохранилась неоновая вывеска. Но кинотеатра здесь давно нет. В 1990-е в здании размещался один из двух в городе гей-клубов. В 2000-х он постепенно стал всё более лесбийским. А сейчас вообще закрылся и никак не дождётся реконструкции под центр работы с молодёжью. А когда-то это был центр культурной жизни посёлка.

На углу Чернореченской и Чкаловского переулка стоят здания явно ещё сталинской архитектуры. А вот чуть дальше, на углу Чернореченской и Аксакова и внутри квартала располагаются остатки бывшего Сборного пункта Красной Армии. Пункт был построен на территории бывшего частного сада купца Субботина по проекту Петра Щербачёва в 1929 году. Было возведено пять двухэтажных каменных корпусов, из которых осталось только три (дом 8 корпуса 1, 4 и 5). Угловой корпус (5) акцентирован угловым башенным объёмом – в здании располагался медицинский блок пункта (а теперь жильё и офисы). Здание главного корпуса призывной комиссии утрачено. В оставшихся ещё двух корпусах (1 и 4) были (и остаются) общежития. Корпуса 7 (выходит на Аксакова), 6, 8 явно построены чуть позднее и сразу предназначались под жильё. С ними, вероятно, связана интересная история.

Улица Чернореченская 8к5, Самара

Улица Чернореченская 8к5, Самара

После первой публикации истории Чернореченской ко мне обратился заслуженный журналист Украины и полковник в отставке Андрей Бондаренко. Он полагает, что в этом месте в 1935-1936 годах жил будущий полководец Победы Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский, первый дважды кавалер ордена «Победа». В 1939 году сборный пункт Красной Армии (потом Куйбышевского облвоенкомата) перестал быть таковым. Здесь стояли воинские части развёрнутой тогда в Куйбышеве 117-й отдельной стрелковой дивизии, штаб которой расположился в бывшей кухмистерской фон Вакано на Красноармейской. В частности, на улице Чернореченской 8 находился штаб 240-го стрелкового полка 117-й стрелковой дивизии. По предположению Андрея Бондаренко, на Чернореченской 8 до 1935 года был построен дом начальствующего состава штаба ПриВО в этом военном городке. Там-то в 1935-1936 годах и проживала семья начальника отдела №2 штаба ПриВО Александра Василевского. А его младший сын заслуженный архитектор РФ Игорь Василевский там же провёл первые два года своей жизни. Кстати, именем Александра Василевского названа средняя школа № 40 на Новоурицкой.

Правда, между корпусами 8 и 6 дома № 8, выходящими на Чернореченскую, стоят остатки ворот, на одной половине которых ещё сохранилась датировка — 1954. Так что я не берусь утверждать, что эти два корпуса построены до войны. Ну, а исторические корпуса 4 и 5, которые относятся к комплексу бывшего сборного пункта и являются не просто одними из первых сооружений конструктивистской Самары, но и историческим местом, связанным с военной историей города, по распоряжению 2010 года должны пойти под снос… И ещё одна деталь. Оформление ворот между корпусами 8 и 6 идентично оформлению глухого участка ограждения участка на углу Чернореченской и Аксакова.

Улица Чернореченская 21, Самара

Улица Чернореченская 21, Самара

На другой стороне на углу Чернореченской и Аксакова высится массивное пятиэтажное здание проектного института “Промзернопроект”. Куйбышевское отделение в составе Государственного института “Промзернопроект” образовано 18 февраля 1952 года согласно приказу Министерства Заготовок СССР №204. В 1970 году оно преобразовано в самостоятельный проектный институт “Куйбышевский Промзернопроект” на основании приказа Министерства Заготовок СССР от 11.12.1970 года №370, а в последние годы в открытое акционерное общество “Промзернопроект”. Основными видами деятельности общества является выполнение проектных работ для строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий мукомольной, крупяной, комбикормовой, макаронной и элеваторной промышленности, объектов жилищно-гражданского назначения и других видов проектных работ. Но в настоящее время институт делит здание с огромным количеством других фирм и магазинов.

Рядом расположилось несколько общежитий — №3 ТТУ (дом 12) и №8 МП по эксплуатации и содержанию общежитий (дом 29). В здании на углу Чернореченской и Владимирской находится стоматологическая поликлиника №7 Железнодорожного района. Здесь начинается современная застройка улицы.

Пересекаем улицу Владимирскую, проходим через гаражи и выходим на широкую площадку. Это огромная зелёная лужайка с пешеходными дорожками по бокам. Не знаю, почему здесь не сделали проезжую часть. Возможно, под лужайкой проходят теплосети. Возможно, есть какие-то иные причины. Но до улицы Клинической дороги нет. Отсюда начинается типовая застройка, характерная для посёлка Кузнецова и Мичуринского жилого массива.

Характерно, что на карте 1978 года участок Чернореченской между Клинической и Киевской обозначен как Пролетарская улица. Сейчас к Пролетарской здесь относится только один дом – номер 100. Между Чернореченской, Дачной, Московской и Коммунистической ещё в 1970-е годы находился Линдовский рынок, окружённый остатками частной застройки. В конце 1980-х вместо него рядом построили универсам “Мичуринский”. Здесь до сих пор располагается универсам одной из торговых сетей. Но вернёмся немного назад, к улице Клинической.

Универсам "Мичуринский", улица Чернореченская 38, Самара (архивное фото)

Универсам «Мичуринский», улица Чернореченская 38, Самара (архивное фото). Источник: Табурент.ру

В красивом здании №55 располагается пожарная часть №1 и отделение Федеральной пожарной службы №3 по Самарской области.

Пожарная часть № 1, улица Чернореченская 55, Самара

Пожарная часть № 1, улица Чернореченская 55, Самара

Здание из красного кирпича построено в 1914 году, о чём свидетельствует соответствующая надпись на фасаде. Это изначально было здание пожарной части, которая обслуживала, в первую очередь, Мещанский посёлок. Городская Дума утвердила проект и сметы постройки нового здания для 4-ой пожарной и 2-ой полицейской части в 45 квартале Мещанского посёлка в 1914 году. Проект был разработан самарским архитектором З.В. Клейнерманом. По проекту, 4-я пожарная и 2-я полицейская части размещаются в одном каменном 3-этажном здании с частью железными и частью деревянными перекрытиями, железной кровлей из оцинкованного железа и паровым отоплением. Проектом было предусмотрено, что пожарная и полицейская части будут иметь совершенно самостоятельные дворы, так что по расположению со двора полиции будет невозможно проникнуть во двор пожарного обоза и наоборот.

Пятый район города был самым большим и неблагоустроенным, и пожары здесь возникали чаще всего. В связи с этим городские власти наметили строительство нового здания для четвёртой пожарной части в 45-ом квартале Мещанского посёлка. Сразу же решили, что оно должно быть каменным, в три этажа, частично – с железными перекрытиями, с кровлей из оцинкованного железа и с паровым отоплением. В том же здании должна была разместиться и вторая полицейская часть. Предполагалось, что полицейские и пожарные должны были иметь собственные дворы с отдельными ходами. На строительство этого здания было отпущено 75 000 рублей, а размер выделенного для него земельного участка составил 483,9 квадратных саженей.

Подряд на строительство здания для пожарной и полицейской частей получил техник-строитель Г. Мошков, выходец из крестьян села Виловатое, который работал на различных стройках и учился у городского архитектора А. Щербачева. Однако почти сразу же начались трудности. Сначала встала непредвиденная проблема откачки грунтовых вод, потом Мошкова неожиданно призвали на военную службу. Сроки строительства затягивались. Жена Мошкова Мария, которой передали подряд на строительство, для ускорения работ наняла опытных десятников. Затем из-за строящегося здания в городе произошел скандал, который чуть было не закончился выражением недоверия всей городской управе. Все началось с того, что гласный городской Думы Е. Зубчанинов опубликовал в местной газете открытое письмо, в котором поднял вопрос о недоброкачественности материалов, доставленных на стройплощадку. Управа немедленно созвала строительную комиссию для осмотра материалов и всей стройки, в нее пригласили даже инженеров Самарско-Златоустовской железной дороги. Комиссия проверила все строительные припасы и даже взломала в некоторых местах уже готовую кладку, чтобы проверить, есть ли в ней бракованный кирпич. В итоге решили, что и качество закупленных стройматериалов, и качество кладки вполне удовлетворительное, а потому для разрыва договора с подрядчиком нет никаких оснований.

Однако строительство так и не было завершено. В сентябре 1914 года в связи с началом первой мировой войны вообще встал вопрос о консервации строительства. Однако городская управа все-таки решила завершить начатое, несмотря даже на рост цен на лес и металл. И уже к концу 1914 года самарская фирма “Поволжье” начала монтаж системы парового отопления в здании. Однако в комнатах для семейных пожарных из-за нехватки средств все-таки решили ставить более привычные для тех лет печи. Строительство нового здания завершилось 31 декабря 1914 года, причём городская комиссия приняла его с оценкой “хорошо”, хотя в акте приемки и было отмечено, что “здание неоштукатуренное”. Тем не менее других недостатков члены комиссии не обнаружили. Ныне это кирпичное здание является памятником архитектуры общегородского значения и находится на территории Мичуринского микрорайона, на улице Пролетарской. // ссылка на источник (История пожарных Самары 1841-1913 годы) больше не работает, также текст доступен по другой ссылке

Между Осипенко и Дачной находится ещё один старинный дом из красного кирпича и в стиле модерн. Предполагается, что здание спроектировал архитектор Дмитрий Вернер в начале XX века. Сейчас там располагается спортивная школа. Высотное строительство перед зданием сказалось большими трещинами по фасаду исторического дома, но недавно его отремонтировали. Сзади есть остатки старого ограждения хозяйственного двора.

Мы же доходим до конца Чернореченской под шум пробегающих мимо трамваев. Неподалёку высится здание АТС на Киевской, которое в народе прозвали “ДнепроГЭСом”. Судя по сохранившейся под штукатуркой кирпичной выкладке, здание построено в 1984 году.

Использованы следующие источники:

  • Историческая справка ОАО “Промзернопроект” // ссылка
  • Пожарная часть №1. Есть хорошие новости // ссылка
  • СамараНефтеГеофизика. История // ссылка
  • Стадников, В.Э. 81 Архитектурный шедевр / В.Э. Стадников, О.А. Федоров. – М.: Жираф, 2006.
  • История самарского трамвая // ссылка

6 комментариев

  1. Очень интересно, спасибо.
    Может еще фрагменты карт прикладывать для ориентирования.
    В 1987-90 годах район Дачной-Коммунистической-Чернореченской почему-то называли «Кресты»

    1. Странно. Вроде бы «Крестами» называли общежитие медуниверситета в бывшей тюрьме.

  2. Могу кое что добавить,так как проживал с1964 по 1970 год в этом районе. Трамвай ходил тогда по ул.Пролетарской. Помню остановки «Киевская», «Кинотеатр Восток», «школа № 38» — это в здании, где сейчас спортшкола, «Пушкинская» — поворот мимо пожарной части. Линдовский рынок(тогда его все называли «Цыганка») находился как раз там, где вы предполагаете: — в конце Коммунистической и чуть вправо, там и сейчас ещё сохранилась часть заброшенного участка доходящего до бомбоубежища. Там рынок и располагался.

    1. Большое спасибо за дополнения. Не зря, значит, я подумал над спутниковыми снимками.

  3. Спасибо за историческую справку и экскурсию по ул. Чернореченской. Это была моя, можно сказать, родная улица: я жил на ней с 1951 года. Вначале в друхэтажном доме (номер не помню) напротив въезда в молокозавод, а затем, после проживания на Спортивной 5/25 с 54-го по 59-ый, вновь наша семья переехала на Чернореченскую в «военный городок» в дом 8 корп.8. Вы поместили фото части этого дома. Поэтому жизнь и изменения, происходящие на этом участке Чернореченской происходили на моих глазах. В связи с этим, мне бы хотелось внести некоторые уточнения в ваш текст. Пойдем по порядку. К-тр «Россия» появился не к 40-м годам, а в самом начале 60-х. Далее. Вряд ли дом на углу Чернореченской и Спортивной (есть фото) относится к поселку Железнодорожников. Его построили нефтяники и жили там преимущественно сотрудники этой отрасли. Кстати, в его скошенном торце всегда было заведение общепита. «Советские времена» — понятие растяжимое. В мои «советские времена» проживания в этом квартале с 51-го по 73-ий, там всегда была просто столовая; «Цыплята табака» — это, видимо, уже позднесоветский период. Если я правильно сориентировался, то в доме 1, где центр гигиены и т.п., всегда располагался т.н. санпропускник, где прожаривали одежду ото вшей. Кого туда приводили (я их видел, стоящих строем на улице) — не знаю. Когда построили молочный завод я не ведаю, но то, что он работал еще в 70-х — это точно. В 50-ые у ворот стоял огромный деревянный чан с чем-то типа сыворотки, и желающие, а таких было немало из окружающего многочисленного «частного сектора», могли брать бесплатно по потребности. Кстати, именно потому, что было в округе много частных домов, по Чернореченской регулярно шествовали вереницы ассенизаторских экипажей с бочками и притороченными к ним огромными черпаками, распространяя мощное и стойкое «благоухание». Дома 8 и 6 военного городка действительно были построены после войны пленными немцами. Как и похожие двухэтажные дома напротив молокозавода по Чернореченской. Вряд ли этот стиль можно называть «сталинским», хотя такой примерно архитектуры дома стоят, например, на Безымянке. Да и в других городах СССР их построили немало немецкие военнопленные. Вот, пожалуй, все. Желаю дальнейших творческих успехов.

    1. Большое спасибо за уточнения!

      Не помню уже, откуда я взял, что «Россия» относится к 1940-м годам. Возможно, какой-то кинотеатр был уже тогда, а нынешнее здание, действительно, построили после войны. Про дом со скошенным фасадом я просто неудачно выразился. Он не относится к посёлку железнодорожников (через дорогу), но всё равно вместе с большим угловым домом этого посёлка оформляет начало Чернореченской.

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: