Московское — Кирова. Август

Московское шоссе не успели отремонтировать, как снова перерыли в ряде мест, чтобы устроить невиданные доселе тоннельные развязки. Горожане стоят в жарких пробках и жалуются на строительство, к которому сами долгие годы призывали власти. Кто прав, и как обстоят дела на стройке глазами обывателя, прогулявшегося до пересечения Московского шоссе и проспекта Кирова.

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

В прошлом году не успели строители завершить ремонт дорожного покрытия и смену придорожных мачт, как начались ещё более масштабные работы по сооружению многоуровневых развязок на пересечениях Московского шоссе с проспектом Кирова и Ракитовским шоссе. Работы должны завершиться к началу 2018 года. Как и любое другое дорожное строительство это не избежало града критики и недовольства со стороны многих горожан, вынужденных ежедневно ездить в отдалённые районы города или в ближайшие микрорайоны. Передвижение здесь теперь явно затруднено. Но стоит ли винить во всём дорожников и власти?

О дорожных проблемах в Самаре принято говорить с начала 1990-х, когда началась волна автомобилизации населения, лишь усилившаяся в относительно сытые 2000-е. Дорожное покрытие страдает от низкого качества работ, от несоблюдения технологий в производстве материалов, от увеличившейся нагрузки на полотно и от климатических особенностей, которые можно было бы нивелировать решением других проблем. Немалую роль играет полная неорганизованность, огрехи в планировании, несогласованность между ведомствами и службами, а также выполнение работ по принципу «сейчас подкинули денег, делаем сколько и как сможем, авось, потом подкинут ещё». Потому нередки случаи, когда сразу после капитального ремонта, выполненного кусками, на улицы приходят коммунальные службы и начинают перекапывать свежеуложенный асфальт. Сказывается и нехватка рабочих.

Возвращаясь к Московскому шоссе, стоит напомнить, что о необходимости его ремонта, расширения, строительства развязок самарские автомобилисты говорили давно. Пару раз шоссе «капитально» ремонтировалось, в результате чего появилась реверсивная полоса с возможностью регулирования движения в зависимости от нагрузки, а недавно были заменены мачты освещения. Правда, в районе строительства развязки с проспектом Кирова эти новенькие мачты придётся скоро выкопать (вместе со всеми только что уложенными подземными кабелями), так как, судя по проекту, ширину дорожного полотна тут придётся увеличивать. Это к вопросу о планировании и рачительной трате денег.

В общем, автомобилисты годами кричали, что власти не строят развязок, а теперь те же автомобилисты кричат, что в гробу они видели строительство развязок. Ну, точнее, не в гробу, а в душных автомобилях без кондиционеров, что почти то же самое. Где же логика, спросите вы? Нигде. У каждой стороны в этой истории логика своя.

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Логика автомобилистов заключается в том, что власть должна быстро и качественно, но при этом незаметно для них построить и отремонтировать дороги и развязки, заодно убрав побольше светофоров и пешеходных переходов, чтобы можно было со свистом мчаться во все стороны в личном автомобиле. Эта логика наталкивается на объективные трудности в виде нехватки средств и невозможности строить, как минимум, незаметно, а, как максимум, быстро и качественно, тем более, везде.

Логика властей сводится к тому, что к Чемпионату мира по футболу 2018 года, а также к выборам сентября 2016 года необходимо выполнить определённый зримый объём работ, на который в связи с чемпионатом даже выделяются средства, чтобы можно было и во время чемпионата как-то разгрузить улицы, и к выборам отчитываться. Как эти работы будут проведены, сколько результат потом продержится, как организовать работы в щадящем режиме по отношению ко всем участникам дорожного движения и как скоординировать все работы — вопросы, которые если и решаются, то в авральном порядке по ходу и по остаточному принципу, либо не решаются вовсе.

Есть ещё логика горожан, пользующихся вместо личных автомобилей общественным транспортом. Правда, эту категорию не принято рассматривать в качестве приоритетной. Возможно, от того возникают многие логические и иные проблемы в городе. Данная логика заключается в том, что частное автомобильное движение следует каким-то образом ограничивать в пользу общественного транспорта, который никогда не сможет качественно работать, если продолжит стоять в пробках. То есть, для этой категории граждан строительство развязок вроде бы и плюс, но, с другой стороны, с некоторыми потенциальными минусами.

Дело в том, что увеличение площади дорожного полотна и появление развязок приносит лишь временный положительный эффект. Затем новые дороги и развязки быстро заполняются всё новым частным автотранспортом. Вуаля, и на новых дорогах новые пробки, а дорогостоящие развязки практически не помогают.

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

В нормальных городах дороги с развязками, конечно, строят. Но там же принято ограничивать движение автотранспорта в пользу транспорта общественного. Это и выделение полос под городские автобусы, троллейбусы или трамваи (то есть, минус две полосы для частников), и регулирование количества транспорта, допускаемого на дороги (минус возможность всем ездить на своих машинах всегда), в том числе, через запрет парковок на обочинах и перевод разрешённых стоянок на платную основу. Понятно, что и общественный транспорт не должен оставаться на уровне маршруток и крохотных автобусов без кондиционеров, ходящих только до раннего вечера и с большими интервалами.

Какие претензии высказываются именно к самарским стройкам? Вполне обоснованные. Строительство дорог-дублёров было проведено не заранее, а по ходу, когда уже начались частичные перекрытия и ограничения. Не везде дублёры готовы. Транспорт вынужден пользоваться дворовыми проездами, создавая неудобства жителям окрестных домов и опасные ситуации. Схемы объездов меняются постоянно с новыми перекрытиями. Маршруты общественного транспорта тоже меняются, но не всегда горожане могут об этом оперативно узнавать (почему бы не вывесить эту информацию на всех затронутых остановках?). Поток машин никто не собирается контролировать и ограничивать. То есть, весь тот транспорт, который не умещался на пятиполосном шоссе, сейчас втиснут в четырёхполосные объезды с препятствиями. Что уж говорить о пешеходах, которые теперь местами вынуждены делать такой крюк для пересечения строительной полосы, что ноги заранее отказываются идти. И это ещё пока сухое лето — что будет дождливой осенью, нетрудно догадаться.

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Отсутствие детального плана, согласованности действий различных служб, а также отсутствие или неучтённость технической документации приводят к случаям, когда строительные работы приходится прерывать на перенос неожиданно возникающих на пути коммуникаций. На участке Московского шоссе от проспекта Кирова до улицы Димитрова до сих пор поперёк дороги в двух местах лежат и висят трубы. Переносить их или соорудить капитальные опоры вместо легко размываемой земли никто не торопится, хотя эту землю придётся убирать для строительства туннельного перехода. Про необходимость демонтировать и переносить только что установленные мачты я уже говорил.

Самое поразительное, на что все обращают внимание, это отсутствие активного строительства. Работы ведутся, но как-то вяло, со смешным минимумом рабочих и техники. Тут возятся двое, там трое, тут пятеро, а вон там ещё трое, но они отдыхают. При этом, заметная часть рабочих находится на стройке без касок (да, жарко, но жизнь и техника безопасности дороже). Наверняка, многие ещё и в тапочках, хотя на таких стройках необходимо работать в специальной защитной обуви. Как планируется завершить работы вовремя и качественно с таким минимумом усилий, остаётся только догадываться. Это как два последних квартала родной Мориса Тореза в этом году ремонтируют с мая, но так до сих пор ещё не закончили.

Возможно, средств недостаточно, а поступают они небольшими частями, скажете вы. Как можно разрывать основную магистраль города, не имея гарантий своевременного поступления средств в полном необходимом для всех запланированных работ объёме, отвечу я. Авантюрным методом, добавим мы все хором — главное начать, а там как-нибудь придётся закончить.

В общем, власти есть за что критиковать, и об этом уместно вспомнить через месяц, когда и автомобилисты и пешеходы пойдут (или не пойдут) на избирательные участки. Именно мы выбираем такую власть, которая предпочитает тратить деньги на войну в другом государстве, а не на благоустройство своей страны. Именно мы выбираем такую власть, которая не умеет организовать строительство простейшей развязки (это вам не многоуровневые американские крендели). Именно мы выбираем такую власть, которая не обращает внимания на положение всех групп населения и не в состоянии даже понять это, поскольку пользуется мигалками, спецсопровождением, перекрытием дорог и вертолётами. Именно мы выбираем такую власть, которая допускает к строительству прикормленные фирмы, не имеющие ни достаточной техники, ни достаточной рабочей силы или возможности всё это найти на стороне. Именно мы выбираем такую власть, которая готова закрыть глаза на все случаи нарушения технологий, если речь уж не идёт о вопиющих случаях, вырвавшихся в публичное пространство. И если мы не ходим на избирательные участки, то тоже выбираем эту власть.

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Строительство развязки Московского шоссе и проспекта Кирова, Самара, 10 августа 2016

Но я бы не стал сваливать всё на власти. Сами самарцы создают себе проблемы, а потом жалуются. Какой-никакой общественный транспорт у нас пока есть. Если бы хоть половина из стоящих в пробке автомобилистов пересела на автобусы, то нагрузка на дороги уменьшилась, пробки стали бы менее масштабными, автобусы ехали быстрее. Уверен, что ровно половина автомобилистов ездит на своих машинах только потому, что им так комфортнее или статуснее, а не потому, что по их маршрутам не ходит общественный транспорт, или они всегда возят с собой десятки сумок. Да, есть случаи, когда передвижение в общественном транспорте невозможно или крайне затруднительно. Но это далеко не все те случаи, от которых пробки в час пик растягиваются на длину, сопоставимую с длиной гневных комментариев в соцсетях. В любом случае, возмущаться самим фактом строительства со стороны автомобилистов как-то непоследовательно — вы просили, вам и строится.

2 комментария

  1. Я жил 3 месяца в Анталии. Это миллионнник. Там не сделали туннели, а местами мосты. Но проблема в том что и светофоры поставили. Получается если хочешь свернуть со скоростной трассы, то попадаешь в пробку.

    1. Светофоры поставили или не поставили? Непосредственно при съезде со скоростной трассы, конечно, светофоры не должны стоять, но они могут стоять чуть дальше, где съезд примыкает к другой улице или дороге, и это естественно. А вообще проблема строительства скоростных трасс переосмысливается в западных странах. В США и в Европе в некоторых городах такие трассы убирают или собираются убрать из центра — спрятать под землю, изменить маршрут или разобрать эстакады полностью. Теперь считается, что в тесном современном городе не место скоростным трассам, если это не трасса скоростного общественного транспорта. Но мы, как всегда, не хотим брать готовый опыт, а стараемся пройти через все эволюционные грабли, через которые остальные уже прошли.

Выскажите своё мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: